18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Аристарх Чернышев: «Дополненная реальность уже реальность»

Художник Аристарх Чернышев. Фото: Павел Иовик
Художник Аристарх Чернышев.
Фото: Павел Иовик
№97, декабрь-январь 2022
№97
Материал из газеты

Художник, один из пионеров медиарта в России о самых знаменитых и самых свежих своих работах, а также о будущем смартфона‑пиявки, участвующего сейчас в выставке в Карлсруэ

Видеоинтервью с художником Аристархом Чернышевым можно посмотреть на YouTube-канале журнала Russian Art Focus.

Проект памятника Арнольду Шварценеггеру в роли Терминатора Т-800

Аристарх Чернышев, Владислав Ефимов. Проект памятника Терминатору Т-800. Forum Stadtpark, Грац, Австрия. Мультимедийный проект. 2002. Фото: Архив художника
Аристарх Чернышев, Владислав Ефимов. Проект памятника Терминатору Т-800. Forum Stadtpark, Грац, Австрия. Мультимедийный проект. 2002.
Фото: Архив художника

Это проект, который мы сделали с Владиком Ефимовым в городе Грац. Идея была создать небольшую шумиху, что, в общем-то, и получилось. Никакого реального памятника мы ставить не собирались. Я сделал рендеры, и мы выпустили открытки с разными видами этого памятника в городском парке. А парк является памятником садово-паркового искусства, и там ничего строить нельзя. Мы разложили открытки в городских барах и кафе. Там были разные виды этого памятника. Терминатор, спасающий Землю, в руках у него был земной шар. Наше предложение состояло в том, чтобы он возвышался над деревьями, а внутри этого шара планировалось панорамное кафе. Идея… В принципе, интересная идея. Почему нет? И это было связано с тем, что Грац — родина Арнольда Шварценеггера.

В городе началась паника. Местные жители стали писать в администрацию. Кто-то был резко против, кто-то, наоборот, воспринял нашу идею с воодушевлением. Администрация была в растерянности. Шумиха проникла в прессу, покатилась дальше, до Вены. Этот памятник даже попал в книжечку «Лучшие проекты за 2003 год». Это была маленькая медийная бомба, медийный мем, который возник еще до эпохи мемов.

Скандал вышел на довольно высокий уровень. Официальные представители вынуждены были отвечать: мы, дескать, ничего подобного не затевали, это какая-то самодеятельность. Тут еще подключились австрийские скульпторы, которые начали писать возмущенные письма: «Почему не мы? Почему такой жирный заказ отдали каким-то русским? Мы, мы должны это делать!» В результате дело дошло до того, что сам Шварценеггер нам прислал письмо: «Спасибо за интерес к моей персоне. Но лучше бы деньги, которые предназначены для строительства этого памятника, направить на организацию Паралимпийских игр». На что мы ему ответили: «Дорогой Арнольд, к сожалению, деньги, которые вращаются в бюджете и предназначены для культуры, нельзя перенаправить на спорт». После чего они окончательно поняли, что это все стеб. Ну и успокоились.

«Телебластер»

Аристарх Чернышев. «Телебластер». 2003–2010. Фото: Архив художника
Аристарх Чернышев. «Телебластер». 2003–2010.
Фото: Архив художника

Мне за мою карьеру удалось создать несколько произведений, которые неожиданно привлекли большое внимание публики, специализированной прессы и интернет-изданий. И начали вдруг циркулировать в медиа. Один из них — «Телебластер».

Начался он в 2003 году и продолжался до 2010-го. Идея была в том, чтобы оснастить все телевизоры специальным устройством, картой, которая бы ловила телевизионный сигнал и по желанию пользователя могла бы давать видоизмененную картинку, применять какой-то эффект к текущему потоку изображений. Смысл в том, чтобы освободить телевидение от всяческого смысла, чтобы это был просто поток переливающихся картинок. В принципе, мы к этому и пришли. Наше современное телевидение, оно и без этого устройства освобождено от смысла.

И я сделал смешной телевизор — как будто бы взорвавшаяся бульба. В два разлетающихся шарика были вмонтированы динамики, а в центре — мониторчик. Он обрабатывал входящий сигнал и выдавал разные эффекты. Я его опубликовал. И тут же стали писать из профильных журналов, таких как Wired, с каких-то выставок электроники: «Пришлите нам образцы, мы хотим это показать!» То есть люди это приняли за чистую монету. Они не видели разницы между художественным проектом и поточной цифровой бытовой электроникой. На самом деле тираж был очень и очень ограниченным — всего 15 экземпляров.

«Срочно»

Еще одним проектом, который получил внимание со стороны дизайнерской прессы, был проект «Срочно». Корзина с брошенным в нее диодным табло, по которому бежали новости и биржевые сводки. Они брались онлайн с сайта Bloomberg, из RSS feeds — и все это отправлялось в корзину. Картинка была настолько яркая, что она тоже начала циркулировать в Сети. Ее опубликовали на известном дизайнерском портале DesignBoom. Я выложил ее на YouTube — и вдруг увидел десятки тысяч просмотров по всему миру.

БИОГРАФИЯ
Аристарх Чернышев
Художник

1968 родился в Луганске
1991 окончил факультет машиностроения МГТУ им. Баумана
1992–1994 участник интернационала «Белка»
1995 стипендиат Берлинской академии художеств
1996–2005 работал в дуэте с Владиславом Ефимовым в области видео- и медиаарта
С 2004 стал работать с Алексеем Шульгиным, тогда же они организовали проект Electroboutique, включавший в себя галерею Electroboutique на «Арт-стрелке»
2009 лауреат Премии Кандинского в категории «Медиа-арт. Проект года» (совместно с Алексеем Шульгиным в составе группы Electroboutique)
2011–2021 преподавал медиа­арт в Московской школе фотографии и мультимедиа им. Родченко
2014–2021 куратор «Электромузея»
В настоящее время свободный художник

Еще…
Аристарх Чернышев. «Срочно». 2007. Фото: Архив художника
Аристарх Чернышев. «Срочно». 2007.
Фото: Архив художника

Пару-тройку лет тому назад владелец одной из моих информационных корзин, куда падают новости, сразу превращаясь в мусор, написал мне из Дюссельдорфа. У них Bluetooth вышел из строя, и они хотели бы ее подсоединить по кабелю. Я подумал, что никогда не был в Дюссельдорфе. Мы сели в самолет и на следующий день пришли в офис в центре Дюссельдорфа, где один из этажей занимает эта крупная адвокатская контора. Туда заходишь — а там огромная стойка, метров восемь. На левой стене висит Джулиан Опи, а у противоположной стены стоит моя корзина. Ну окей. Крутая компания.

«Большая античная голова» и «Последний update»

Аристарх Чернышев у своей скульптуры «Большая античная голова» в 2020 г. Фото: Павел Иовик
Аристарх Чернышев у своей скульптуры «Большая античная голова» в 2020 г.
Фото: Павел Иовик

Это продолжение темы, которую я начал еще в 2007 году. У меня была работа Loading. Светодиодное табло в виде кольца, и там бежало одно слово — “loading”. Бесконечная такая загрузка. «Последний update» — это метафизическая работа. Это, в общем-то, натюрморт, классический, в котором убраны все элементы, остались только символ смерти — череп — и символ времени — значок загрузки. Скоротечность жизни и неизбежность смерти.

«Большая античная голова», которая лежала этим летом на Красной площади (в рамках выставки паблик-арта «Красный сад»), тоже полюбилась публике. Она продолжает путешествовать. Сейчас лежит в «Зарядье», потом поедет в Третьяковку. Она уже мне не принадлежит, она находится в корпоративной коллекции «Интеко», и у них целое расписание, куда она отправится. Хорошо, когда работы отрываются и начинают жить своей жизнью. И ты смотришь на них и думаешь: «Это я, что ли, сделал?»

Personal Informational Organism. PiO v1.1.

Аристарх Чернышев. Personal Informational Organism. PiO v1.1. Произведение в формате NFT. 2021. Фото: Архив художника
Аристарх Чернышев. Personal Informational Organism. PiO v1.1. Произведение в формате NFT. 2021.
Фото: Архив художника

Люди думают, что они скажут: «NFT», — и на них польется золотой дождь. Естественно, любая технология видоизменяет искусство. Создает новую эстетику. С этим не поспоришь. Все думают: «Вот я сейчас выложу токен — и озолочусь». Нет, не так это все. Чтобы озолотиться, нужно соответствовать этой эстетике, быть медийной личностью или личностью, известной среди криптоэнтузиастов. В день там выкладываются сотни работ. Для того чтобы они были видимыми, нужно постоянно какую-то активность вести. Либо сделать что-то экстраординарное. Что сразу всем пролезет в мозг и само выстрелит. Например, работы, которые делает Beeple, — на злобу дня.

Дело в том, что к процессу подключились люди, которые, скажем так, не занимаются современным искусством. Вот, допустим, Пэрис Хилтон. Она выпустила свой токен, и отлично у нее все продалось. Какое это отношение имеет к современному искусству? Есть такое явление — «картина Шойгу». Ее за дикие миллионы рублей продали. Токен Пэрис Хилтон — это что-то похожее на «картину Шойгу».

Я прошляпил весь бум NFT, подключился к нему уже поздно. Я специально для NFT не создавал никаких проектов, не старался мимикрировать под эту эстетику. Я просто делал видео тех работ, которые и так были довольно успешны. Я создал видео с персональным информационным организмом. Это смартфон-пиявка, которая живет на руке у человека. Питается его кровью, а взамен предоставляет возможность соединения с интернетом. Берет заборы крови, тестирует, лечит вас, лелеет. В общем, питомец и одновременно заботливый доктор. Я сделал видео, разъясняющее принципы работы: как и что этот организм делает. И тоже разместил его в виде токена на сайте SuperRare.com. Продался он недорого, за 2 эфира ($4,153 тыс. на момент продажи).

Сейчас я решил попробовать оттокенизировать материальные объекты. Потому что эта технология позволяет закрепить за ними цифровой код, который бы подтверждал их подлинность. И заодно получить широкую аудиторию. Вот как раз этот череп «Последний update» у меня существует и как видео. Last Update приобретен Михаэлем Джерлисом, основателем крупнейшего в Восточной Европе майнингового пула.

Цифровое производство отнимает сейчас все мое время. И спрос на цифровое производство такой высокий, что мне просто некогда заниматься материальным. Хайп на NFT создал спрос не только на сам NFT-продукт, но и вообще на всю цифровую эстетику. Проходит куча фестивалей, где нужны видео, дополненная реальность, и все это пользуется большим спросом.

Дополненная реальность — это очень удобное пространство для демонстрации потенциальных проектов, которые пока невозможно реализовать. Тот же смартфон-пиявка. Сейчас нет технологии, с помощью которой можно реализовать этот проект, поэтому сделать его в дополненной реальности сам бог велел. И я сделал такие браслетики: надеваешь его на руку, с одной стороны QR-код, а с другой — картиночка, на которую наводишь смартфон и обнаруживаешь у себя на руке пиявку.

Еще в 2000 году, когда мы с Владиком Ефимовым сделали проект «Генетическая гимнастика», я придумал коротенький манифест. Нужно использовать все, что изобрело человечество. Придумали телеграф — телеграфируй. Сделали телефон — звони. Расшифровали геном — изменяйся. Только так можно остаться современным человеком. Можно сколько угодно отрицать интернет, дополненную реальность, вообще все отрицать, но тебе дан в руки телефон — и всё, ты связан. Дополненная реальность уже реальность. Массовая культура воспитала людей так, что они не могут отличить реальность от кино. И когда они видят мою пиявку, у них вопрос: где купить, когда начнет продаваться? Мне шлют такие письма.

Некоторые проекты, которые я делаю, становятся вирусами. Смартфон-пиявку я уже раз десять показал в разных местах. Вот в декабре в ZKM в Карлсруэ открылась выставка под кураторством самого Питера Вайбеля, и там тоже будет представлена эта пиявка. Ее ждет большое будущее.

ZKM (Центр искусств и медиатехнологий), Карлсруэ, Германия
«Биомедиа»
До 28 августа

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+