18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Венецию к 2100 году разрушит повышение уровня моря

Чтобы защитить Венецию от дальнейшего подъема воды, нужны радикальные меры. Фото: AP Photo/Luca Bruno/ТАСС
Чтобы защитить Венецию от дальнейшего подъема воды, нужны радикальные меры.
Фото: AP Photo/Luca Bruno/ТАСС
№97, декабрь-январь 2022
№97
Материал из газеты

Венецианский институт науки, литературы и искусства призывает премьер-министра Италии Марио Драги принять меры по спасению города, здания которого разрушаются из-за неуклонного повышения уровня воды

По случаю 26-й конференции ООН по климату КС-26 одна из самых авторитетных итальянских научных организаций — Венецианский институт науки, литературы и искусства — обратилась к премьер-министру Италии Марио Драги с просьбой создать новый комитет для защиты Венеции от повышения уровня моря. Ведь не только Венеция, но и Италия в целом не выработала четкой национальной стратегии по борьбе с этой проблемой.

Ученые давно предупреждают, что относительный уровень моря в Средиземноморье будет повышаться с той же скоростью, что и в океанах; в 2011 году эксперты CNR-ISMAR, ведущего итальянского исследовательского института океанологии, заявили, что, без сомнений, в итоге он достигнет значения, которое положит конец существованию Венецианской лагуны и города.

Региональные прогнозы Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) на 2021 год предусматривают повышение относительного уровня моря к концу столетия на 28–55 см при оптимистичной оценке последствий глобального потепления и на 63–101 см при пессимистичной. В случае Венеции любой сценарий усугубится оседанием геологической платформы, на которой расположен город, примерно на 2 мм в год. Вероятно, барьеры — проект MOSE — придется закрывать более 260 раз в год, что нанесет непоправимый ущерб экосистеме лагуны и городу.

Наводнение в Венеции в 2019 году. Фото: Claudio Furlan/LaPresse via ZUMA Press/ТАСС
Наводнение в Венеции в 2019 году.
Фото: Claudio Furlan/LaPresse via ZUMA Press/ТАСС

«Средний уровень воды в Венеции достиг самой высокой отметки за всю историю города. С 1897 года (когда нулевая точка отсчета была установлена на мареографе Пунта делла Салюте) уровень воды в лагуне поднялся как минимум на 35 см, — говорит Марио Пьяна, архитектор собора Святого Марка, профессор венецианского университета IUAV, член Венецианского института науки, литературы и искусства. — Соленая вода, пропитывающая грунт, в который вбиты сваи построек, медленно поднимается по несущим стенам метр за метром. Это непрерывный процесс. Вода испаряется, что приводит к уже аномальной концентрации солей (в 1 куб. м стены нередко можно обнаружить 70–80 кг соли), которые растворяются и кристаллизуются снова и снова, разрушая фундаменты и кирпичные стены. Повреждено уже около 15 тыс. зданий. Стены „едут“ — а это самое опасное для каменной кладки. Ущерб, вызванный капиллярной влагой, можно сдержать, если создать влагонепроницаемые каналы в стенах, при этом удалив нижние уровни кладки и заменив их новыми. Другой путь — процесс обессоливания стен с помощью длительной промывки, позволяющей лучше сохранить исторический облик здания. Однако польза от всех этих сложных и дорогостоящих мер уменьшится, если уровень воды поднимется всего на 20–30 см (а это как раз то, что прогнозируется в докладе Межправительственной группы экспертов по изменению климата 2021 года, если глобальное потепление ограничится двумя градусами), и полностью сведется на нет, если подъем составит 70 см (при повышении на три градуса)».

Инициаторы открытого письма, бывший и нынешний президенты Венецианского института Герардо Орталли и Андреа Ринальдо, а также автор этой статьи считают, что Драги должен найти радикально новый подход к управлению защитой Венеции и ее лагуны. Авторы письма призывают создать новый комитет, наделенный всеми полномочиями, который был бы независимым от местных политических разборок и мог бы действительно защитить Венецию, определив ее экосистему на столетия вперед. В качестве примера для подражания приводится программа «Дельта» в Нидерландах — так может выглядеть новая организация. Многие считают, что к вопросу стоит привлечь Европейский союз. 

Автор статьи в 1999–2012 годах возглавляла фонд «Венеция в опасности», является членом Венецианского института науки, литературы и искусства и редактором-основателем The Art Newspaper.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+