Расположенный на северо-востоке Франции департамент Об, в церквях которого находится более тысячи старинных витражей, по праву считается столицей этого традиционного ремесла. Еще в 2011 году местная администрация учредила в средневековом городе Труа первый в стране культурный центр, знакомящий с историей отрасли. Уже скоро, весной 2022 года, будет официально открыт «Городок витражей», а этой осенью состоялся предварительный показ отреставрированного здания, в котором он должен разместиться.
Особняк Дьё-ле-Конт, бывшая больница, основанная в XII веке графом Шампанским Анри I, входит в список исторических памятников Франции. В 1990 году здание в форме подковы приобрела администрация департамента Об, и позднее в восточном крыле расположился филиал Реймсского университета. «Городок витражей» займет пространство общей площадью 3 тыс. кв. м в западном крыле, в том числе часовню, реставрация которой обошлась в €1 млн. Общий бюджет проекта составил €15 млн; он практически полностью финансируется из казны департамента.
С началом работ выяснилось, как вспоминает куратор Анн-Клер Гарб, что «состояние часовни куда хуже, чем мы ожидали». По ее словам, «краска кусками отваливалась от потолка; часть реставрационных работ пришлось вести на высоте 10 м от пола, иногда вниз головой». При восстановлении фресок специалисты использовали губки, ушные палочки и связующее вещество из морских водорослей. Для улучшения изоляции ромбовидные стеклянные окна времен Второй мировой войны заменили прямоугольными панелями с тройным остеклением. Искусствоведы сейчас изучают изображения ангелов на потолке и фигуры-обманки на стенах, чтобы определить, созданы ли они одним художником или разными. На реставрацию дубовой лестницы, в том числе установку перил и укрепление ступеней, ушло полгода. Вместе с установленным в здании лифтом она будет обеспечивать доступ публики на все шесть этажей.
Юго-западный фасад украшают 11-метровые солнечные часы, приписываемые мастеру XVIII века Жан-Батисту Людо. На их циферблате обновили гравировку, а чуть смещенный металлический гномон переустановили, чтобы солнечный свет падал под идеальным углом. Работами руководит Жером Боннен, признанный специалист в области гномоники.
В 2018 году в нижней часовне, где вскоре расположится исследовательский центр, обнаружили отверстие в стене для подброшенных младенцев. «Нам было теоретически известно о его существовании, но конкретные сведения отсутствовали, — рассказывает Гарб. — Мы думали, что оно утрачено, а оказалось, что просто скрыто под изоляционным покрытием». Со стороны фасада видны остатки надписи с буквами “ENFA”, началом слова enfant — «ребенок».
Второй этаж отдан под временные выставки и постоянную экспозицию, куда вошло 50 витражей, а также фрагменты стекла, картины, скульптуры и произведения на бумаге из коллекции, хранящейся в архивах департамента Об и насчитывающей около 750 объектов.
Самым старым (и наименьшим по размеру) экспонатом из тех, что покажут будущей весной, станет трехсантиметровый фрагмент витража VII века, взятый на время из археологического музея Руана. Самым крупным — витраж работы Луи Штейнгейля, Шарля Лепрево и Альбера-Луи Бонно, продемонстрированный на Всемирной выставке 1878 года (он прибудет из парижского Городка архитектуры). А самый новый экспонат, изготовленный в витражной мастерской «Мануфактура Венсан-Пети» по эскизу художницы Фабьенн Вердье, уже сейчас установлен в окулюс часовни.