18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича

Фрагмент картины «Три фигуры», пострадавшей от рук вандала. Фото: The Art Newspaper Russia
Фрагмент картины «Три фигуры», пострадавшей от рук вандала.
Фото: The Art Newspaper Russia

Полотно Анны Лепорской страховой стоимостью 75 млн руб. подверглось нападению в екатеринбургском Ельцин Центре: неизвестный пририсовал шариковой ручкой глазки на абстрактных лицах двух фигур на картине. Полиция отказалась возбуждать уголовное дело

Картина Анны Лепорской «Три фигуры» (1932–1934) из коллекции Государственной Третьяковской галереи, предоставленная на выставку «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства» в екатеринбургский фонд «Президентский центр Б.Н.Ельцина», как стало известно нашему изданию, пострадала от рук вандала. Неизвестный пририсовал шариковой ручкой небольшие глазки на абстрактных лицах двух фигур на картине.

Чернила немного проникли в красочный слой, поскольку титановые белила, которыми написаны лица, не покрыты авторским лаком, как это часто бывает в абстрактной живописи того времени. К счастью, вандал рисовал ручкой без сильного нажима, и поэтому рельеф мазков в целом не был нарушен. У левой фигуры на лице также зафиксирована мелкая выкрошка красочного слоя до нижележащего.

Пострадавшая картина Анны Лепорской «Три фигуры». Фото: The Art Newspaper Russia
Пострадавшая картина Анны Лепорской «Три фигуры».
Фото: The Art Newspaper Russia

«Улучшение» картины заметили вечером 7 декабря две посетительницы выставки, которые обратились к сотруднику галереи, подняв тревогу. Полотно было снято с экспозиции и досрочно возвращено в Третьяковскую галерею (выставка продолжает работать до 20 февраля). В ГТГ состоялось заседание реставрационного совета, провели обследование картины и расчет стоимости реставрационных работ. Она должна составить 250 тыс. руб. Перед отправкой на выставку произведение Лепорской было застраховано «АльфаСтрахованием» на 74,9 млн руб., и реставрация будет оплачена этой компанией.

«Мы в курсе ситуации с картиной Лепорской и следим за ее развитием», — прокомментировал случившееся нашему изданию Андрей Куча, начальник отдела страхования культурных ценностей АО «АльфаСтрахование».

Любопытно, что дирекция Ельцин Центра обратилась в полицию с заявлением об этом событии только 20 декабря — почти через две недели после происшествия. При этом, хотя в залах стояли камеры видеонаблюдения, музей не предоставил информации о лице или хотя бы фигуре человека, совершившего акт вандализма.

Удивляет и отношение властей Екатеринбурга к картине — культурному достоянию РФ: управление Министерства внутренних дел РФ по городу провело проверку, по результатам которой 20 декабря приняло решение об отказе в возбуждении уголовного дела. «Причиненный ущерб оценивают около 200 000 рублей, что является незначительным… В данном случае отсутствуют признаки состава преступления, предусмотренного ст. 167 УК РФ, так как картина своих свойств не утратила», — гласит постановление.

Таким образом, личность человека, повредившего произведение искусства, остается неизвестной; неясно также, имеет ли он отношение к Ельцин Центру; розысками его не занимаются.

Картина Анны Лепорской «Три фигуры» на выставке «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства» в Ельцин Центре. До повреждения. Фото: Ельцин Центр
Картина Анны Лепорской «Три фигуры» на выставке «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства» в Ельцин Центре. До повреждения.
Фото: Ельцин Центр

В январе этого года Министерство культуры направило жалобу в Генпрокуратуру России на отказ в возбуждении уголовного дела с просьбой его переквалификации по ст. 243 УК РФ с формулировкой «уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ», которая предусматривает иное наказание.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
3
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
4
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
5
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
Директор Новгородского музея-заповедника рассказал нам о своем учреждении, которое состоит из 135 объектов (многие из них — памятники ЮНЕСКО), объединенных в 48 площадок, и хранит почти миллион экспонатов
23.01.2025
Сергей Брюн: «Это чудо, и мы становимся его скромными соучастниками и свидетелями»
6
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
7
В Москве пройдет международная выставка дизайна ARTDOM 2025
В «Крокус Экспо» 20–22 февраля состоится четвертая Международная выставка мебели, интерьерных решений и искусства ARTDOM
23.01.2025
В Москве пройдет международная выставка дизайна ARTDOM 2025
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+