18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Деяния кураторов: 12 бесед о профессии, собранные воедино в книге Терри Смита

Художники Джованни Ансельмо, Яннис Кунеллис, Алигьеро Боэтти. Фото: Shunk-Kender, © Roy Lichtenstein
Художники Джованни Ансельмо, Яннис Кунеллис, Алигьеро Боэтти.
Фото: Shunk-Kender, © Roy Lichtenstein
№97, декабрь-январь 2022
№97
Материал из газеты

Фигура куратора международных художественных проектов сегодня, возможно, уже не выглядит столь могущественной, как прежде, но остается влиятельной. Выявлению позиций людей из этого узкого круга посвящены «Беседы с кураторами»

За последние несколько лет шум вокруг профессии куратора поутих, но книжные полки все еще регулярно пополняются новой литературой — от исторических исследований (упомянем, например, труд Пола О’Нила «Культура кураторства и кураторство культур(ы)») до современных теорий алгоритмов выбора (здесь можно назвать книгу Майкла Баскара «Принцип кураторства. Роль выбора в эпоху переизбытка»). Недавно издательство «Ад Маргинем Пресс» перевело и выпустило новую книгу Терри Смита «Беседы с кураторами». Этот автор, художник и сам куратор, уже знаком российскому читателю по изданию 2012 года «Осмысляя современное кураторство». Смит определяет кураторскую практику как возможность «артикулировать свое понимание современности», поэтому вопросы о художественных контекстах и методах создания выставок оказываются в центре внимания обоих этих исследований. Но на сей раз автор предпочитает монографическому формату ситуацию диалога. В качестве собеседников он выбрал экспертов из Европы, США, Латинской Америки и Азии, представляющих во многом противоположные подходы к кураторству.

Терри Смит. «Беседы с кураторами» / Пер. с англ. М.: Ад Маргинем Пресс; Музей современного искусства «Гараж», 2021. 312 с.
Терри Смит. «Беседы с кураторами» / Пер. с англ. М.: Ад Маргинем Пресс; Музей современного искусства «Гараж», 2021. 312 с.

Книга открывается предисловием Бориса Гройса к русскому изданию. Основная же ее часть — это 12 бесед с наиболее влиятельными кураторами современности, как с недавно ушедшими директором Дома искусства в Мюнхене Оквуи Энвезором и директором Фонда Prada Джермано Челантом, так и с ныне действующими — директором 14-й Стамбульской биеннале Каролин Христов-Бакарджиев, директором международных проектов лондонской галереи Serpentine Хансом Ульрихом Обристом, а также директором Кунстхалле Тенста в Стокгольме Марией Линд. Для удобства читателя каждая беседа членится смысловыми маркерами — заголовками, передающими, иногда не без юмора, суть того или иного пассажа. Например, отвечая на вопрос Смита о мире визуального искусства во Вьетнаме, Зоя Батт, куратор платформы San Art в Хошимине, делится впечатлениями о посещении местного музея изобразительных искусств, живо описывая то «армию плесени» на поверхности картин, то «покой и тишину» второго этажа музея. Этот отрывок Смит озаглавил «Тишина плесени».

Правда, веселых или курьезных историй в книге совсем немного, в основном она пестрит узкоспециализированной лексикой и сугубо кураторской проблематикой. Размышления директора Moderna galerija в Любляне Зденки Бадовинец, куратора отдела искусств Латинской Америки имени Вортама в Музее изящных искусств в Хьюстоне Мари Кармен Рамирес, главного куратора Художественного музея Мори в Токио Мами Катаоки фокусируются вокруг анализа собственных локальных контекстов — бывшей Югославии, Латинской Америки, Японии и Дальневосточного региона. В отличие от них, западные кураторы — Клэр Бишоп, Борис Гройс, Джермано Челант — рассуждают о преодолении и непреодолении модернизма, опасностях музеефикации и эффекте Зеемана. Вообще, знаменитая выставка Харальда Зеемана 1969 года «Когда отношения становятся формой», а также ее повторения — сначала бывшим заместителем директора Еврейского музея в Нью-Йорке Йенсом Хоффманом в 2012 году, затем Джермано Челантом в 2013-м — оказываются точками соприкосновения многих бесед Смита, потому что именно после этой выставки появилась сама профессия независимого куратора.

Легендарная выставка «Когда отношения становятся формой» под кураторством Харальда Зеемана. 1969. Фото: Balthasar Burkhard © J. Paul Getty Trust. Courtesy Getty Research Institute, Los Angeles
Легендарная выставка «Когда отношения становятся формой» под кураторством Харальда Зеемана. 1969.
Фото: Balthasar Burkhard © J. Paul Getty Trust. Courtesy Getty Research Institute, Los Angeles

Книга историзирует текущие процессы в глобальном мире современного искусства, но ограничивается рамками интересов ее автора. В частности, она содержит беседы с кураторами почти из всех регионов планеты, кроме постсоветского пространства. При этом размышления исследователя остаются в постколониальном дискурсе — хотя бы потому, что в них часто используется язык, который приписывает каждому игроку определенное место в иерархии. Терри Смит в беседах то и дело оперирует разделительными понятиями центра и периферии, локального и глобального, Востока и Запада. Постоянно подчеркивая необходимость расширения границ кураторского мышления, он тем не менее придерживается установленного порядка вещей.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+