За последние несколько лет шум вокруг профессии куратора поутих, но книжные полки все еще регулярно пополняются новой литературой — от исторических исследований (упомянем, например, труд Пола О’Нила «Культура кураторства и кураторство культур(ы)») до современных теорий алгоритмов выбора (здесь можно назвать книгу Майкла Баскара «Принцип кураторства. Роль выбора в эпоху переизбытка»). Недавно издательство «Ад Маргинем Пресс» перевело и выпустило новую книгу Терри Смита «Беседы с кураторами». Этот автор, художник и сам куратор, уже знаком российскому читателю по изданию 2012 года «Осмысляя современное кураторство». Смит определяет кураторскую практику как возможность «артикулировать свое понимание современности», поэтому вопросы о художественных контекстах и методах создания выставок оказываются в центре внимания обоих этих исследований. Но на сей раз автор предпочитает монографическому формату ситуацию диалога. В качестве собеседников он выбрал экспертов из Европы, США, Латинской Америки и Азии, представляющих во многом противоположные подходы к кураторству.
Книга открывается предисловием Бориса Гройса к русскому изданию. Основная же ее часть — это 12 бесед с наиболее влиятельными кураторами современности, как с недавно ушедшими директором Дома искусства в Мюнхене Оквуи Энвезором и директором Фонда Prada Джермано Челантом, так и с ныне действующими — директором 14-й Стамбульской биеннале Каролин Христов-Бакарджиев, директором международных проектов лондонской галереи Serpentine Хансом Ульрихом Обристом, а также директором Кунстхалле Тенста в Стокгольме Марией Линд. Для удобства читателя каждая беседа членится смысловыми маркерами — заголовками, передающими, иногда не без юмора, суть того или иного пассажа. Например, отвечая на вопрос Смита о мире визуального искусства во Вьетнаме, Зоя Батт, куратор платформы San Art в Хошимине, делится впечатлениями о посещении местного музея изобразительных искусств, живо описывая то «армию плесени» на поверхности картин, то «покой и тишину» второго этажа музея. Этот отрывок Смит озаглавил «Тишина плесени».
Правда, веселых или курьезных историй в книге совсем немного, в основном она пестрит узкоспециализированной лексикой и сугубо кураторской проблематикой. Размышления директора Moderna galerija в Любляне Зденки Бадовинец, куратора отдела искусств Латинской Америки имени Вортама в Музее изящных искусств в Хьюстоне Мари Кармен Рамирес, главного куратора Художественного музея Мори в Токио Мами Катаоки фокусируются вокруг анализа собственных локальных контекстов — бывшей Югославии, Латинской Америки, Японии и Дальневосточного региона. В отличие от них, западные кураторы — Клэр Бишоп, Борис Гройс, Джермано Челант — рассуждают о преодолении и непреодолении модернизма, опасностях музеефикации и эффекте Зеемана. Вообще, знаменитая выставка Харальда Зеемана 1969 года «Когда отношения становятся формой», а также ее повторения — сначала бывшим заместителем директора Еврейского музея в Нью-Йорке Йенсом Хоффманом в 2012 году, затем Джермано Челантом в 2013-м — оказываются точками соприкосновения многих бесед Смита, потому что именно после этой выставки появилась сама профессия независимого куратора.
Книга историзирует текущие процессы в глобальном мире современного искусства, но ограничивается рамками интересов ее автора. В частности, она содержит беседы с кураторами почти из всех регионов планеты, кроме постсоветского пространства. При этом размышления исследователя остаются в постколониальном дискурсе — хотя бы потому, что в них часто используется язык, который приписывает каждому игроку определенное место в иерархии. Терри Смит в беседах то и дело оперирует разделительными понятиями центра и периферии, локального и глобального, Востока и Запада. Постоянно подчеркивая необходимость расширения границ кураторского мышления, он тем не менее придерживается установленного порядка вещей.