18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Почему ретроспектива Джаспера Джонса в Музее Уитни стала неудачей?

Джаспер Джонс. «Три флага». 1958. Фото: © 2021 Jasper Johns/Licensed by VAGA at Artists Rights Society (ARS), NY
Джаспер Джонс. «Три флага». 1958.
Фото: © 2021 Jasper Johns/Licensed by VAGA at Artists Rights Society (ARS), NY
№97, декабрь-январь 2022
№97
Материал из газеты

У 91-летнего художника давно не было больших выставок. Для ретроспективы «Джаспер Джонс. Сознание/Зеркало» в Музее американского искусства Уитни собрали почти 250 произведений. Критики считают, что такое огромное количество работ мешает их восприятию

«Джаспер Джонс. Сознание/Зеркало» — заслуженная ретроспектива 91-летнего художника в нью-йоркском Музее американского искусства Уитни, представляющая почти 250 произведений. Сама по себе идея ретроспективы прекрасна, у Джонса в США их не было более 20 лет, проблема в том, что выставка в Уитни — предельно беспомощное нагромождение однообразия. В результате после выставки посетители испытывают к художнику меньше симпатии, чем до нее.

«Мишень с четырьмя лицами» (1955), «Три флага» (1958) и «Карта» (1961) Джаспера Джонса обладают захватывающей, хоть и причудливой красотой, холодной и отчужденной, но густой, как глазурь на торте. Они вполне заслуженно упоминаются во всех курсах истории послевоенного американского искусства. Джонс гениально сочетал энкаустику и коллаж, создавая поверхности, заставляющие всматриваться внимательнее.

Джаспер Джонс. 1964. Фото: Ugo Mulas Heirs
Джаспер Джонс. 1964.
Фото: Ugo Mulas Heirs

«Белый флаг» (1955) попросту великолепен. Это контрапункт к каплям Джексона Поллока и ударам Виллема де Кунинга. Для создания своих произведений Джонс использует флаги, цифры и карты.

Джонс смешивает краску с газетными обрывками, что не только придает ей особую текстуру, но и добавляет в картину кусочки иллюстраций и слов.

Будучи южанином, он был в достаточной степени аутсайдером. Будучи геем, он никогда особо об этом не распространялся. Говорят, что «Мишень с четырьмя лицами» отсылает к вынужденной скрытности геев в 1950-е. Находясь в положении мишени, они выбирали невидимость.

В 1954 году Джонс сжег все свои юношеские работы. Ему приснился американский флаг, и, как сообщается на выставке в Уитни, именно так родилась легенда. Последовало несколько фантастических лет, но где-то в начале 1960-х они сменились периодом узкого видения. Банки растворимого кофе, пивные банки, флаги, карты, цифры в разных техниках, а позднее человечки и скелеты — большинство мотивов повторяется снова и снова.

Джаспер Джонс. «Раскрашенная бронза». 1960. Фото: © 2021 Jasper Johns/Licensed by VAGA at Artists Rights Society (ARS), New York
Джаспер Джонс. «Раскрашенная бронза». 1960.
Фото: © 2021 Jasper Johns/Licensed by VAGA at Artists Rights Society (ARS), New York

Несмотря на то что ретроспектива в целом получилась очень скучной, в ней есть внезапные проблески пронзительной красоты, неизменно темной или серой. «Ночной водитель» (1960), пастель с углем и коллажем, остановила и захватила мое внимание.

Я очень люблю Музей Уитни и восхищаюсь его директором и кураторами, но «Сознание/Зеркало» должно быть выставкой максимум из полутора сотен экспонатов. Ее уже и так расширяет и дополняет каталог, который мне очень понравился. Думаю, это будет одна из ключевых книг о Джонсе.

Музей американского искусства Уитни
«Джаспер Джонс. Сознание/Зеркало»
До 13 февраля

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+