«Джаспер Джонс. Сознание/Зеркало» — заслуженная ретроспектива 91-летнего художника в нью-йоркском Музее американского искусства Уитни, представляющая почти 250 произведений. Сама по себе идея ретроспективы прекрасна, у Джонса в США их не было более 20 лет, проблема в том, что выставка в Уитни — предельно беспомощное нагромождение однообразия. В результате после выставки посетители испытывают к художнику меньше симпатии, чем до нее.
«Мишень с четырьмя лицами» (1955), «Три флага» (1958) и «Карта» (1961) Джаспера Джонса обладают захватывающей, хоть и причудливой красотой, холодной и отчужденной, но густой, как глазурь на торте. Они вполне заслуженно упоминаются во всех курсах истории послевоенного американского искусства. Джонс гениально сочетал энкаустику и коллаж, создавая поверхности, заставляющие всматриваться внимательнее.
«Белый флаг» (1955) попросту великолепен. Это контрапункт к каплям Джексона Поллока и ударам Виллема де Кунинга. Для создания своих произведений Джонс использует флаги, цифры и карты.
Джонс смешивает краску с газетными обрывками, что не только придает ей особую текстуру, но и добавляет в картину кусочки иллюстраций и слов.
Будучи южанином, он был в достаточной степени аутсайдером. Будучи геем, он никогда особо об этом не распространялся. Говорят, что «Мишень с четырьмя лицами» отсылает к вынужденной скрытности геев в 1950-е. Находясь в положении мишени, они выбирали невидимость.
В 1954 году Джонс сжег все свои юношеские работы. Ему приснился американский флаг, и, как сообщается на выставке в Уитни, именно так родилась легенда. Последовало несколько фантастических лет, но где-то в начале 1960-х они сменились периодом узкого видения. Банки растворимого кофе, пивные банки, флаги, карты, цифры в разных техниках, а позднее человечки и скелеты — большинство мотивов повторяется снова и снова.
Несмотря на то что ретроспектива в целом получилась очень скучной, в ней есть внезапные проблески пронзительной красоты, неизменно темной или серой. «Ночной водитель» (1960), пастель с углем и коллажем, остановила и захватила мое внимание.
Я очень люблю Музей Уитни и восхищаюсь его директором и кураторами, но «Сознание/Зеркало» должно быть выставкой максимум из полутора сотен экспонатов. Ее уже и так расширяет и дополняет каталог, который мне очень понравился. Думаю, это будет одна из ключевых книг о Джонсе.
Музей американского искусства Уитни
«Джаспер Джонс. Сознание/Зеркало»
До 13 февраля