Художественный авангард первой трети XX века нередко становится главной темой сегодняшних выставок. И как правило, они не обходятся без экспонатов, так или иначе связанных с супрематизмом — идейным детищем Казимира Малевича (1879–1935). История эта может показаться хрестоматийной и чуть ли не общеизвестной, хотя в ней по-прежнему немало запутанных интриг, противоречивых трактовок и белых пятен.
Проект Натальи Мюррей и Андрея Сарабьянова «Мир как беспредметность», подготовленный специально для Екатеринбурга, как раз и посвящен исследованию короткой биографии супрематизма — не самым первым его шагам, но дальнейшему становлению, расцвету, угасанию. Здесь рассмотрен диапазон от витебского Уновиса («Утвердители нового искусства») до ленинградского периода начала 1930-х, когда попытки создать канон постсупрематизма разбились о нарождавшийся соцреализм.
«Выставка уникальна по составу, — говорит ее сокуратор Андрей Сарабьянов. — Есть и шедевры знаменитых авторов — того же Малевича, Филонова, Матюшина, Шагала, но есть и малоизвестные работы витебских учеников Малевича. Кстати, в основу выставки положены дневники одного из них, Льва Юдина. Замечательный художник, его первая выставка прошла недавно в Русском музее. Его дневники были опубликованы в 2017 году, и сейчас многие словесные характеристики, данные Юдиным, включены в экспозицию».
Высказывания Юдина стали рефреном выставки, хотя набор имен тут шире упомянутого в дневниках. Особенно насыщенной получилась витебская часть, поскольку общее количество активных участников тех событий доходило до сотни. На выставке их гораздо меньше, конечно, но спектр вполне обозначен. Значителен по объему и петроградско-ленинградский раздел — сюда включены, в частности, экспонаты, которые отражают деятельность Малевича на посту руководителя Государственного института художественной культуры (Гинхук).
Смысловое единство двух этих важных периодов символизирует в экспозиции бутафорский трамвай, наполовину расписанный в супрематическом стиле, как практиковалось в Витебске в честь революционных праздников, наполовину типовой по дизайну, обычный питерский.
Тема проекта внутренне сложна, она требовала многодельности. Мюррей и Сарабьянов занимались выставкой долго и тщательно, к партнерству были привлечены многие музе и и частные коллекционеры.
Удалось собрать 84 произведения — не просто передающие дух авангардной эпохи в целом, а релевантные именно в части исследования супрематизма. Правда, одно из произведений — «Три фигуры» Анны Лепорской, ученицы Малевича, — досрочно покинуло выставку и отправилось на реставрацию: неизвестный вандал при не выясненных пока обстоятельствах шариковой ручкой пририсовал беспредметным фигурам глаза.
Экспозиция — не первый случай сотрудничества международного тандема кураторов с Арт-галереей Ельцин Центра. Осенью 2020 года здесь открылась их выставка «Авангард. На телеге в XXI век», представлявшая собой частичную реконструкцию передвижных выставок нового искусства начала 1920-х годов.
Тот проект о судьбах авангарда в провинции оказался востребованным, и вскоре «телега» доберется-таки до Москвы. Не исключено, что и «Беспредметность» получит со временем гастрольное продолжение.
Арт-галерея Ельцин Центра
«Мир как беспредметность. Рождение нового искусства»
До 20 февраля