Историческое здание Денверского художественного музея осенью открылось после капитальной реконструкции, которая длилась четыре года. Реализация проекта архитектурного бюро Machado Silvetti и фирмы Fentress Architects, предполагавшего расширение и объединение музейного городка, обошлась заказчикам в $150 млн. Семиэтажному зданию, первому в США высотному музею, которое спроектировал знаменитый итальянский архитектор и художник Джо Понти (1891–1979), исполнилось 50 лет, и к этой дате его соединили с новым центром для посетителей в форме эллипса, заменившим прежний павильон 1950-х годов постройки. А сам центр, в свою очередь, соединен с относительно новым корпусом музея, возведенным в 2006 году по проекту Даниеля Либескинда.
«Центр для посетителей станет точкой притяжения местных жителей, — полагает директор музея Кристоф Хайнрих, считающий, что раньше музейные здания выглядели немного зловеще. — У нас была возможность сделать музей более современным, более открытым для публики. Это и стало нашей миссией». Искусствовед немецкого происхождения приехал в Денвер из Гамбургского кунстхалле в 2007 году в качестве куратора и в итоге возглавил американский музей в 2010-м. Он вспоминает, как стоял когда-то на неиспользуемой террасе на седьмом этаже здания Понти, откуда открывается прекрасный вид. «Я думал тогда: почти тысяча квадратных метров лучшей недвижимости в городе, и она просто пустует!» — говорит Хайнрих. По его инициативе начали использовать верхний этаж, «и это вызвало эффект домино».
Выяснилось, что необходимо модернизировать все системы здания, в том числе установить новую лифтовую шахту, чтобы лифт смог вместить всех желающих (за последнее десятилетие посещаемость музея увеличилась более чем вдвое и составляет около 900 тыс. человек в год). Первоначально, по проекту Джо Понти, вход в музей был с другой стороны. С появлением здания Либескинда, гаража и площади рядом направление движения по музейной территории изменилось и возникла потребность в объединяющем все центре для посетителей.
Потом дошла очередь и до музейных залов, которые не обновлялись четверть века. Сейчас, например, в экспозиции азиатского искусства, пересобранной на пятом этаже, традиционные японские халаты соседствуют с современной модой — произведениями таких кутюрье, как Иссей Мияке и Ёдзи Ямамото. А на третьем этаже, где представлена коллекция искусства коренных народов Северной Америки, на передний план вышли современные герои — в их связи с традициями. Активно пополняется собрание западноамериканского искусства — это заслуга местных меценатов. Теперь оно экспонируется в расширенных галереях на седьмом этаже, где появились две новые террасы. Архитекторы также выделили дополнительную 1 тыс. кв. м, разделив двойную галерею на первом этаже на две одинарные.
На верхних этажах разместилась коллекция архитектуры и дизайна, в которой особенно хорошо представлен XX век. Она также подверглась серьезному переосмыслению, а первая выставка здесь посвящена дизайну Джо Понти. Нижняя галерея отдана тематическим выставкам из музейной коллекции — эту программу открыла «ReVisión. Искусство в Америках». «Мы впервые соединяем здесь доколумбовский период истории с испанским колониальным и нашей современной латиноамериканской коллекцией, чтобы создать более целостную картину латиноамериканского искусства», — объясняет Кристоф Хайнрих. Сами эти разделы обрели постоянную прописку на четвертом этаже.
Благодаря реконструкции музей получил дополнительно более 3 тыс. кв. м, в том числе большое общественное пространство на втором этаже центра для посетителей, где можно проводить мероприятия с участием более тысячи человек. В этой ротонде, от пола до потолка покрытой изогнутыми стеклянными листами, также разместились центр реставрации, ресторан и кафе. Лекторий, прежде ютившийся в подвале, теперь находится на первом этаже здания Джо Понти.
«Если бы мне раньше сказали, что придется найти $175 млн на такой проект, я не уверен, что вообще взялся бы за это, — говорит Хайнрих, который тем не менее собрал всю необходимую сумму, включая $25 млн эндаумент-фонда. — Переезд в Америку, в страну коллекционеров и меценатов, которые действительно хотят видеть свой город похорошевшим, меня окрылил».