18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Италия намерена перераспределить свои коллекции в пользу региональных музеев

Предметы из запасников Musei Reali di Torino. Фото: Courtesy of the Italian Ministry of Сulture
Предметы из запасников Musei Reali di Torino.
Фото: Courtesy of the Italian Ministry of Сulture

Из запасников ведущих итальянских музеев в регионы могут отправиться несколько тысяч работ. Первая партия составила сотню произведений, многие из которых вернутся на свои исторические места

Италия стряхнет пыль с 100 картин, скульптур и археологических артефактов, спрятанных в музейных запасниках, и распределит их по своей территории более равномерно, передав во временное пользование региональным институциям.

В рамках проекта, получившего название “100 opere tornano a casa” («100 произведений возвращаются домой»), работы из 14 самых престижных государственных музеев Италии — в том числе из флорентийской Галереи Уффици, миланской Пинакотеки Брера и неапольского Национального археологического музея — вскоре пополнят коллекции менее известных государственных музеев.

Задача заключается в том, чтобы заново познакомить публику с давно забытыми художественными сокровищами, многие из которых исторически связаны с регионами, в которые их отправят. «В настоящий момент экспонируются всего лишь 10% наследия Италии, — рассказал The Art Newspaper представитель министра культуры Италии Дарио Франческини. — Мы немного расширяем свои малые музеи и параллельно привлекаем в них больше посетителей».

Проект стартовал 12 декабря, когда два пейзажа барочного живописца Сальватора Розы (1615–1673) перевезли из римской Национальной галереи старинного искусства в Национальный музей в Матере. На следующий день шесть картин художников XVI и XVII века, в том числе Джованни Бальоне и Кристофоро Ронкалли, отправили из миланской Пинакотеки Брера в Национальную галерею Марке в Урбино и в Палаццо Альтьери в Орьоло-Романо.

Пейзаж Сальватора Розы передали Национальному музею в Матере. Фото: Courtesy of the Italian Ministry of Culture
Пейзаж Сальватора Розы передали Национальному музею в Матере.
Фото: Courtesy of the Italian Ministry of Culture

Всего за конец 2021 — начало 2022 года перевезли 36 работ. Параллельно представители министерства и руководители музеев согласовывали список произведений для второй партии, транспортировка которой состоится весной.

Проект находился в разработке с 2015 года, когда министерство и музеи начали составлять базу данных, в которую вошли 3652 работы из 90 государственных институций, признанные пригодными для перемещения. Министерство выделило €1 млн на реставрацию приблизительно 100 произведений, оплату транспортировки и реорганизацию экспозиций, которая позволит встроить перевезенные работы.

По данным министерства, на сегодняшний день в государственных музеях Италии экспонируются около 480 тыс. произведений, в то время как еще 4,5 млн находятся в запасниках. Представитель министерства рассказывает, что в дальнейшем инициатива по перераспределению фондов может распространиться на тысячи работ.

«Гладиатор, убивающий льва» переедет на виллу Джустиниани в Бассано-Романо. Фото: Courtesy of the Italian Ministry of Culture
«Гладиатор, убивающий льва» переедет на виллу Джустиниани в Бассано-Романо.
Фото: Courtesy of the Italian Ministry of Culture

Многие из первой сотни произведений вернутся в регионы, где они когда-то украшали богатые виллы или церкви. Скульптурную группу «Гладиатор, убивающий льва» — включающую римский торс Мирты, который Музей Гетти вернул Италии в 1999 году, и голову льва, обнаруженную карабинерами в 2016 году, — перевезут из археологического парка города Остия-Антика на виллу Джустиниани в Бассано-Романо, где она когда-то украшала пруд.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+