18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Италия намерена перераспределить свои коллекции в пользу региональных музеев

Предметы из запасников Musei Reali di Torino. Фото: Courtesy of the Italian Ministry of Сulture
Предметы из запасников Musei Reali di Torino.
Фото: Courtesy of the Italian Ministry of Сulture

Из запасников ведущих итальянских музеев в регионы могут отправиться несколько тысяч работ. Первая партия составила сотню произведений, многие из которых вернутся на свои исторические места

Италия стряхнет пыль с 100 картин, скульптур и археологических артефактов, спрятанных в музейных запасниках, и распределит их по своей территории более равномерно, передав во временное пользование региональным институциям.

В рамках проекта, получившего название “100 opere tornano a casa” («100 произведений возвращаются домой»), работы из 14 самых престижных государственных музеев Италии — в том числе из флорентийской Галереи Уффици, миланской Пинакотеки Брера и неапольского Национального археологического музея — вскоре пополнят коллекции менее известных государственных музеев.

Задача заключается в том, чтобы заново познакомить публику с давно забытыми художественными сокровищами, многие из которых исторически связаны с регионами, в которые их отправят. «В настоящий момент экспонируются всего лишь 10% наследия Италии, — рассказал The Art Newspaper представитель министра культуры Италии Дарио Франческини. — Мы немного расширяем свои малые музеи и параллельно привлекаем в них больше посетителей».

Проект стартовал 12 декабря, когда два пейзажа барочного живописца Сальватора Розы (1615–1673) перевезли из римской Национальной галереи старинного искусства в Национальный музей в Матере. На следующий день шесть картин художников XVI и XVII века, в том числе Джованни Бальоне и Кристофоро Ронкалли, отправили из миланской Пинакотеки Брера в Национальную галерею Марке в Урбино и в Палаццо Альтьери в Орьоло-Романо.

Пейзаж Сальватора Розы передали Национальному музею в Матере. Фото: Courtesy of the Italian Ministry of Culture
Пейзаж Сальватора Розы передали Национальному музею в Матере.
Фото: Courtesy of the Italian Ministry of Culture

Всего за конец 2021 — начало 2022 года перевезли 36 работ. Параллельно представители министерства и руководители музеев согласовывали список произведений для второй партии, транспортировка которой состоится весной.

Проект находился в разработке с 2015 года, когда министерство и музеи начали составлять базу данных, в которую вошли 3652 работы из 90 государственных институций, признанные пригодными для перемещения. Министерство выделило €1 млн на реставрацию приблизительно 100 произведений, оплату транспортировки и реорганизацию экспозиций, которая позволит встроить перевезенные работы.

По данным министерства, на сегодняшний день в государственных музеях Италии экспонируются около 480 тыс. произведений, в то время как еще 4,5 млн находятся в запасниках. Представитель министерства рассказывает, что в дальнейшем инициатива по перераспределению фондов может распространиться на тысячи работ.

«Гладиатор, убивающий льва» переедет на виллу Джустиниани в Бассано-Романо. Фото: Courtesy of the Italian Ministry of Culture
«Гладиатор, убивающий льва» переедет на виллу Джустиниани в Бассано-Романо.
Фото: Courtesy of the Italian Ministry of Culture

Многие из первой сотни произведений вернутся в регионы, где они когда-то украшали богатые виллы или церкви. Скульптурную группу «Гладиатор, убивающий льва» — включающую римский торс Мирты, который Музей Гетти вернул Италии в 1999 году, и голову льва, обнаруженную карабинерами в 2016 году, — перевезут из археологического парка города Остия-Антика на виллу Джустиниани в Бассано-Романо, где она когда-то украшала пруд.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+