18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как закалялся Дейнека: тело на службе духу, искусство на службе идеологии

Александр Дейнека. «Эстафета». 1945. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Александр Дейнека. «Эстафета». 1945.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Вышло в свет обстоятельное жизнеописание признанного советского классика. В биографической книге Петра Черемушкина учитываются не только аспекты творчества, но и сопутствующие обстоятельства — политические, экономические, матримониальные

Книга Петра Черемушкина «Дейнека. Романтик соцреализма», изданная в легендарной серии «Жизнь замечательных людей», посвящена не только биографии и творчеству одного из наиболее известных и знаковых советских художников, но и политическим обстоятельствам, на фоне которых он работал. Социалистической империи, раскинувшейся на шестую часть планетарной суши, полагалось и художественное осмысление соответствующих масштабов. Так Александр Дейнека (1899–1969), помимо прочего, сделался незаурядным монументалистом.

Одним из символов Московского метрополитена стали мозаики станции «Маяковская». «Пассажир должен забыть про колоссальные перекрытия, под которыми он находится. Мозаикой надо пробить толщу земли в 40 м», — сказано в автобиографической книге Дейнеки «Из моей рабочей практики». Значительны, хотя и не так известны, потому что, вопреки замыслу, были поделены между двумя станциями, мозаики «Павелецкой». Выполненное для фабрики-кухни авиазавода в Филях панно «Гражданская авиация» выставлялось вместе с рядом других работ художника в советском павильоне на Венецианской биеннале 1934 года. А три года спустя его панно «Народное празднество» украсило знаменитый павильон СССР на Всемирной выставке в Париже и служило задником для статуи Сталина. На Сельскохозяйственной выставке 1939 года Дейнека оформлял павильон Бурят-Монголии и создал большое групповое полотно, кажется единственный раз написав портрет вождя народов (картина сгорела в 1977-м). Для высотного здания МГУ художник с учениками выполнил мозаики — портреты деятелей науки и культуры. Возглавлял мастерские по оформлению Дворца съездов, а еще руководил в МИПИДИ (Московском институте прикладного и декоративного искусства) и МГХИ им. Сурикова кафедрами и мастерскими монументального искусства.

Петр Черемушкин. «Дейнека: Романтик соцреализма». М.: Молодая гвардия, 2021. 352 с.
Петр Черемушкин. «Дейнека: Романтик соцреализма». М.: Молодая гвардия, 2021. 352 с.

Творчество официального советского художника не могло не быть идеологически выдержанным. В то же время талант и характер Дейнеки обычно позволяли ему не становиться только пропагандистом. Пожалуй, описать идеологию его искусства помогают письма и заметки из-за рубежа. Дейнека стремился изобразить социализм с человеческим телом, отсюда его восхищение ренессансной и, в меньшей степени, современной культурой Италии. «Всюду столько старого мрамора, всяких богов, замечательная архитектура… Я не пишу о Микеланджело и других великих… Есть интересная модерная архитектура. Очень суровая и традиционная. Замечателен по размаху и планировке стадион Муссолини» (письмо жене из Рима, апрель 1935 года). Свои военные впечатления и работы он тоже сравнивал с «буйством человека и природы» у Микеланджело. В наши дни едва ли не самой выразительной военной картиной Дейнеки оказывается не «Оборона Севастополя», а «После душа» («После боя»).

Но социализм с человеческим телом сочетался в его творчестве с нечеловеческой душой. Побывав в 1935 году в США, Дейнека сочинил такой рассказ о похождениях автомобиля: «Я рождался частями во многих штатах. Тысячи простых и квалифицированных рабочих отливали, тянули, прилаживали, штамповали мои части. Проверяя качество, упругость, выносливость моих ходовых частей, моего электрического хозяйства, конструкторы и художники вкупе работали над моим экстерьером… С каким презрением я мельком озирал все придорожные кладбища людей и автомобилей». Подобный взгляд художника вполне соответствовал воззрениям кремлевского руководства на людей как на винтики могучей и послушной машины государства. Потому искусство Дейнеки можно назвать тоталитарным, и автор книги Петр Черемушкин, написавший диссертацию о немецком скульпторе Арно Брекере, приводит на сей счет убедительную аргументацию.

К авангарду Дейнека публично относился критически, называл «одноглазой живописью», «кубами да кишечниками», хотя и сам не раз бывал мишенью в ходе кампаний против формализма. Он ведь прошел обучение, хотя и не получил диплома, в одной из цитаделей советского авангарда — ВХУТЕМАСе, учителями его были Игнатий Нивинский, Владимир Фаворский, Давид Штеренберг. Вместе с Андреем Гончаровым и Юрием Пименовым он основал в 1924 году «Объединение трех», позже был одним из лидеров радикального в формальном смысле ОСТа.

Александр Дейнека. «Стахановцы». 1938. Фото: Музей современной истории России
Александр Дейнека. «Стахановцы». 1938.
Фото: Музей современной истории России

В то же время Дейнека с самого начала творческого пути был готов выполнять социальный и политический заказ советской власти. Одним из первых мест его службы был журнал «Безбожник у станка»; стоит привести названия некоторых сатирических рисунков: «Вымещает злобу», «Нетрудовой элемент», «Святая миква», «Припекло», «Священник и корова». И в дальнейшем монументалист Дейнека был прочно интегрирован в номенклатурную систему как художник и как человек. Он был женат на Серафиме Лычевой, дочери одного из руководителей восстания на броненосце «Потемкин». Сам старый большевик в ту пору возглавлял Управление делами ЦК ВКП (б) и курировал строительство и оформление многочисленных партийных зданий. Неоднократно Александр Дейнека представлял советское искусство за границей, ездил в Австрию, Венгрию, Италию, США, Францию, Чехословакию. Сразу после капитуляции Германии был командирован в Берлин. В марте 1945-го его назначили директором только что созданного МИПИДИ, своеобразного «нового издания» ВХУТЕМАСа. В книге Черемушкина подробно рассмотрена эта история. Дейнека пригласил туда Фаворского, Гончарова, Рублева, Томского и других. К сожалению, МИПИДИ вскоре пал жертвой кампании против космополитов. Уже в 1948-м Дейнека был снят с директорства, а в 1952-м расформировали и сам институт.

Тем не менее в 1950–1960-е годы он входил в президиум Академии художеств и имел там немалое влияние. Правда, биограф многократно отмечает его неудачи в аппаратных склоках с Александром Герасимовым, Владимиром Серовым и другими кремлевскими соцреалистами. Петр Черемушкин — сын одного из учеников Дейнеки. Он приводит много мемуарных свидетельств о прямодушии и бесхитростности знаменитого художника.

Возможно, наиболее проницательным наблюдателем был его коллега Александр Лабас: «Слишком много наслоилось в нем от общения с ограниченными людьми, консерваторами до мозга костей, маленькими и ничтожными. Незаметно сам Дейнека приобрел их черты».

С юности художник исповедовал культ здорового тела. В 1960-х здоровье стало ему изменять, а он и не пытался изменить свои привычки. В результате скончался в дни празднования 70-летия, когда его буквально осыпали наградами и почестями. Наверное, в таком повороте судьбы мастера можно усмотреть символическое отражение и всего официального советского искусства, внешне могучего и яркого, внутри — опустошенного. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+