18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Государственном Эрмитаже открыли Галерею Петра Великого

Зал № 158. Вид экспозиции. Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia
Зал № 158. Вид экспозиции.
Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia

Мемориальные вещи и произведения искусства, включая прижизненный восковой бюст работы Растрелли и изготовленное императором паникадило для собора Петропавловской крепости, представлены в экспозиции, созданной при поддержке ПАО «Газпром»

Первые три зала новой постоянной экспозиции Зимнего дворца «Культура России в первой половине XVIII века» открыли в Эрмитаже. Они посвящены прославленному российскому императору, и с них начинается Галерея Петра Великого.

Как рассказал генеральный директор музея Михаил Пиотровский, залы издавна были отданы именно под эту тему. Собрать мемориальные вещи Петра I, чтобы создать его галерею, повелел еще Николай I в XIX веке; коллекция, возникшая в Зимнем дворце по его приказу, остается ядром экспозиции. Однако постоянные посетители Эрмитажа заметят значительные изменения, коснувшиеся ее. Помимо приведения в порядок интерьеров, были перемещены многие предметы, например убраны большие шкафы с инструментами Петра, загромождавшие один из залов анфилады. Значительное число экспонатов было специально отреставрировано, многие вещи выставляются впервые. Открытие обновленной галереи приурочено к празднованию 350-летия со дня рождения императора, которое в этом году отмечается чередой мероприятий по всей России.

Первый из залов Галереи Петра Великого — Ротонда (зал № 156), в центре которой с давних пор установлена модель триумфального столпа 1720-х годов, прославляющего победы в Северной войне, авторства Бартоломео Растрелли. Теперь вдоль стен Ротонды можно увидеть и другие экспонаты на победную тему: седло Карла XII, ставшее трофеем фельдмаршала Бориса Шереметева, одну из первых российских батальных картин «Полтавское сражение 1709 года» кисти Луи Каравака, ажурный бюст императора, также созданный Растрелли.

Значительное число экспонатов было специально отреставрировано, многие вещи выставляются впервые. Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia
Значительное число экспонатов было специально отреставрировано, многие вещи выставляются впервые.
Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia

В следующем зале (№ 157) демонстрируется живопись петровского времени. «Мы не делаем революцию в реэкспозиции, — рассказывают сотрудники музея, — многие вещи находились тут ранее. Но мы не повторяем прошлую экспозицию, а меняем концепцию». Среди представленных картин — работы петровских пенсионеров Андрея Матвеева и Ивана Никитина, портреты императора, членов его семьи и сподвижников, включая как недавние открытия, так и вещи, хорошо знакомые зрителям и специалистам. Из свежих произведений живописи, появившихся в этом зале, — две только что отреставрированные картины кисти неизвестных авторов, которые прежде не выставлялись и не публиковались. Это раннее русское батальное полотно «Сражение при Добром в 1708 году» и профильный «Портрет Феофана Прокоповича» в полный рост в архиерейском облачении. Они поступили в Эрмитаж в 1941 году в очень плохом состоянии, с утратами и следами хранения в свернутом виде, и только теперь наконец приведены в порядок.

Полотна неизвестных авторов, которые прежде не выставлялись и не публиковались. Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia
Полотна неизвестных авторов, которые прежде не выставлялись и не публиковались.
Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia

Внимание в этом зале приковывает уникальный восковой портрет Петра, созданный Бартоломео Карло Растрелли в 1720-е годы по прижизненной маске, снятой с лица императора, и покрытый париком, сделанным из его собственных волос. Этот бюст был куплен в 1861 году Александром II у княгини Одескальки специально для пополнения мемориальной галереи великого предка. Учитывая крайнюю хрупкость материала, из которого выполнен бюст, его хранение требует особых условий. Теперь он получил дорогостоящую климатическую витрину — в этой конструкции, помимо особого освещения и герметичных швов, имеется сорбент, который регулирует температуру и влажность.

Обновление экспозиции, включая витрину, было проведено при меценатской поддержке ПАО «Газпром». «Очень символично, что старт юбилейным мероприятиям, которые пройдут в этом году по всей стране, мы даем именно здесь, в Петербурге — в детище Петра Великого, в столице Российской империи, в ее сокровищнице — в Эрмитаже», — сказал на открытии галереи председатель правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер.

В экспозиции представлены портреты императора, членов его семьи и сподвижников. Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia
В экспозиции представлены портреты императора, членов его семьи и сподвижников.
Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia

Наконец, в третьем зале (№ 158) мы видим мемориальные предметы, связанные с императором. При создании памятной галереи по приказу Николая I в Зимнем были собраны подлинные вещи из других петербургских дворцов и загородных резиденций, образовав таким образом огромную коллекцию. Это одежда императора, инструменты, научные приборы, его собственноручные изделия, личные вещи (включая небольшой карандашик), походная аптечка, артефакты, которые он коллекционировал, дав начало Кунсткамере, и многое другое. Предметов гардероба, принадлежавших Петру, здесь, однако, выставлено только два. Несмотря на то что в коллекции Эрмитажа сохранилось огромное количество его одежды, в Зимнем дворце ее почти не увидеть, она выставляется отдельно в Галерее костюма Реставрационно-хранительского центра «Старая Деревня». Из предметов живописи привлекает внимание портрет учителя Петра — Франца Федоровича Тиммермана, также показанный впервые.

В третьем зале (№ 158) собраны мемориальные предметы, связанные с императором. Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia
В третьем зале (№ 158) собраны мемориальные предметы, связанные с императором.
Фото: Софья Багдасарова/The Art Newspaper Russia

Центральным элементом экспозиции этого зала стало костяное многоярусное паникадило на 27 свечей, для которого сделана новейшая витрина. Оно было изготовлено Петром и мастерами его токарни для украшения собора Петропавловской крепости, однако до смерти императора закончить работу над ним не успели, поэтому сразу после ее завершения светильник передали в мемориальное собрание его вещей. Паникадило тоже прошло реставрацию, сложность которой была продиктована тем, что оно состоит из нескольких видов органических материалов: слоновой и мамонтовой кости, панциря черепахи и черного дерева, которые под воздействием времени и климата меняются по-разному. Ранее паникадило выставляли в Эрмитаже, но не так торжественно.

Вид экспозиции. Фото: Государственный Эрмитаж
Вид экспозиции.
Фото: Государственный Эрмитаж

Среди других предметов в этом зале — более мелкая резьба по кости, бронзовые и медные медальоны, предметы стекла начала XVIII века, мемориальные вещи, подаренные русским императорам по время их визитов в нидерландский Зандам, включая куклу в костюме голландки и модель домика Петра.

Как сообщил Михаил Пиотровский, следующие восемь залов постоянной экспозиции «Культура России в первой половине XVIII века» откроются в течение этого года, начиная с мая. В них будет продолжена тема Петра Великого. В частности, будут представлены его станки и токарные инструменты, а также мебель и другие предметы быта, украшения. Остальные залы будут посвящены послепетровскому времени с фокусом на периоде правления «дщери Петровой» Елизаветы.

Среди других меценатских проектов «Газпрома» к 350-летию Петра I — экспозиция на территории Петропавловской крепости, рассказывающая о поиске и обследовании затонувших кораблей XVIII века; проект «Имперский зал» на основе императорской коллекции Кунсткамеры; реставрация картины Ивана Айвазовского «Петр I при Красной горке»; и «30 картин из жизни Петра Великого» на Марсовом поле.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+