Семь залов Палаццо Реале погружают зрителя в «магическую атмосферу»: из полумрака дворцовых комнат на него смотрят знаменитые и малоизвестные произведения Феличе Казорати, Карло Карра, Джорджо де Кирико, Артуро Мартини, Убальдо Оппи, Каньяччо ди Сан Пьетро, Джино Северини, Марио Сирони, Ферруччо Феррацци, Акилле Фуни и других итальянцев, а также австрийца Фрица Зильбербауэра и немца Франца Радзивилла, созданные между двумя мировыми войнами. В той или иной мере они объединены причастностью к явлению, названному «магическим реализмом». Определение его заключает в себе противоречие, границы его размыты, однако идентичность ярка и узнаваема. Это не движение, а феномен, автор названия которого неизвестен.
Хотя еще в 1918 году Альберто Савинио на страницах первого номера Valori Plastici, первого и главного журнала поставангарда, назвал художника «современным магом». Издатели журнала, Марио и Эдита Брольо, также представлены на выставке немалым количеством работ.
Возникновение термина обычно связывают с книгой немецкого искусствоведа Франца Роха «Постэкспрессионизм — магический реализм. Проблемы новейшей европейской живописи» (1925), вышедшей почти сразу после завершения знаменитой выставки «Новая вещественность» в мангеймском Кунстхалле. В книге анализировались практически все ее участники (Отто Дикс, Георг Гросс, Макс Бекман и другие), их европейские современники, выражавшие в 1920-е «нединамический», «статический стиль» (Жоан Миро, Пабло Пикассо, Василий Шухаев), а также представленные сегодня в Палаццо Реале итальянцы. В 1927 году Массимо Бонтемпелли в журнале «900» уже именовал этим термином искусство своего века.
Выставка разбита на тематические разделы: «Пророчество и определение стиля», «Приостановленное время», «Темная сторона эроса», не всегда оригинальные «Пейзаж как сон» и «Тайная жизнь вещей», довольно монотонно показывающая натюрморты.
Среди знаменитых и безусловных шедевров — триптих семьи Гуалино кисти Феличе Казорати, сегодня разошедшийся по разным коллекциям и объединенный на выставке. Фабрикант и меценат Гуалино, его супруга Чезарина, балерина и художница, и их сын Ренато представлены, подобно ренессансным герцогам — торжественно и сдержанно, как герои новой эпохи Возрождения. Хрестоматийные «Ученица» и «Архитектор» Сирони — вневременные образы строительства и созидания — ответы послевоенной культуре. Мадонны ХХ века Фуни и Северини, погруженные в атмосферу звенящей пустоты герои времени «Хирурги» Оппи, римские барышни Антонио Донги, дети, арлекины, предметы в натюрмортах Эдиты Брольо и Северини.
В картинах «магического реализма» как бы не существует времени, это универсальные сюжеты и композиции, застывшие в вечности. Однако ХХ век пробивается через монументальные образы, непревзойденную технику, богатство цвета и строгость линий трагизмом сюжетов, поз, взглядов. «Оргия» Каньяччо ди Сан Пьетро, «Трагическое путешествие» Феррацци, безликие персонажи Вирджилио Гвиди вольно или невольно увековечили атмосферу Италии периода фашизма. И само чувство пустоты не могло быть ничем иным, как средством ухода от реалий межвоенных лет в поиски, как писал Бонтемпелли, «магического смысла в повседневной жизни людей и вещей».
Выставке удалось создать атмосферу этих поисков. Однако жаль, что на ней отсутствуют многие имена, к которым она могла бы привлечь внимание (например, Карло Сократе, в Риме помогавший Пикассо работать над «Парадом», после которого тот ушел от кубизма к неоклассике, затем определенной Рохом как «магический реализм»).
Международные связи «магического реализма» представлены двумя именами — Радзивилла и Зильбербауэра. Кураторы выставки Габриелла Белли и Валерио Террароли подчеркивают итальянский характер явления и лишая его изначального интернационализма. Такой выбор вызывает естественный вопрос: чем же так поданный «магический реализм» отличается от «Новеченто» (Форли, 2013), «Искусства вне фашизма» (Флоренция, 2012) или постфутуризма, в 2018 году триумфально представленного в Фонде Prada? Выставка в Палаццо Реале, однако, подкупает своим лаконичным решением с выдержанными паузами и акцентами, предоставляя возможность погрузиться в атмосферу медитации, которую стремились создать художники и которая так редка сегодня для крупных выставочных проектов.
Палаццо Реале
«Магический реализм. Итальянский стиль»
До 27 февраля