18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Милане обратились к магическому реализму

Убальдо Оппи. Портрет жены художника на фоне Венеции. Фрагмент. 1921. Фото: Museo d’arte moderna e contemporanea di Trento e Rovereto
Убальдо Оппи. Портрет жены художника на фоне Венеции. Фрагмент. 1921.
Фото: Museo d’arte moderna e contemporanea di Trento e Rovereto
№97, декабрь-январь 2022
№97
Материал из газеты

Кураторы выставки «Магический реализм. Итальянский стиль» в Палаццо Реале в Милане Габриелла Белли и Валерио Террароли предлагают новый взгляд на работы, созданные в Италии между двумя мировыми войнами

Семь залов Палаццо Реале погружают зрителя в «магическую атмосферу»: из полумрака дворцовых комнат на него смотрят знаменитые и малоизвестные произведения Феличе Казорати, Карло Карра, Джорджо де Кирико, Артуро Мартини, Убальдо Оппи, Каньяччо ди Сан Пьетро, Джино Северини, Марио Сирони, Ферруччо Феррацци, Акилле Фуни и других итальянцев, а также австрийца Фрица Зильбербауэра и немца Франца Радзивилла, созданные между двумя мировыми войнами. В той или иной мере они объединены причастностью к явлению, названному «магическим реализмом». Определение его заключает в себе противоречие, границы его размыты, однако идентичность ярка и узнаваема. Это не движение, а феномен, автор названия которого неизвестен.

Хотя еще в 1918 году Альберто Савинио на страницах первого номера Valori Plastici, первого и главного журнала поставангарда, назвал художника «современным магом». Издатели журнала, Марио и Эдита Брольо, также представлены на выставке немалым количеством работ.

Возникновение термина обычно связывают с книгой немецкого искусствоведа Франца Роха «Постэкспрессионизм — магический реализм. Проблемы новейшей европейской живописи» (1925), вышедшей почти сразу после завершения знаменитой выставки «Новая вещественность» в мангеймском Кунстхалле. В книге анализировались практически все ее участники (Отто Дикс, Георг Гросс, Макс Бекман и другие), их европейские современники, выражавшие в 1920-е «нединамический», «статический стиль» (Жоан Миро, Пабло Пикассо, Василий Шухаев), а также представленные сегодня в Палаццо Реале итальянцы. В 1927 году Массимо Бонтемпелли в журнале «900» уже именовал этим термином искусство своего века.

Марио Брольо. «Роман». 1939. Частная коллекция. Фото: Palazzo Reale Milano/SIAE (Società Italiana degli Autori ed Editori)
Марио Брольо. «Роман». 1939. Частная коллекция.
Фото: Palazzo Reale Milano/SIAE (Società Italiana degli Autori ed Editori)

Выставка разбита на тематические разделы: «Пророчество и определение стиля», «Приостановленное время», «Темная сторона эроса», не всегда оригинальные «Пейзаж как сон» и «Тайная жизнь вещей», довольно монотонно показывающая натюрморты.

Среди знаменитых и безусловных шедевров — триптих семьи Гуалино кисти Феличе Казорати, сегодня разошедшийся по разным коллекциям и объединенный на выставке. Фабрикант и меценат Гуалино, его супруга Чезарина, балерина и художница, и их сын Ренато представлены, подобно ренессансным герцогам — торжественно и сдержанно, как герои новой эпохи Возрождения. Хрестоматийные «Ученица» и «Архитектор» Сирони — вневременные образы строительства и созидания — ответы послевоенной культуре. Мадонны ХХ века Фуни и Северини, погруженные в атмосферу звенящей пустоты герои времени «Хирурги» Оппи, римские барышни Антонио Донги, дети, арлекины, предметы в натюрмортах Эдиты Брольо и Северини.

В картинах «магического реализма» как бы не существует времени, это универсальные сюжеты и композиции, застывшие в вечности. Однако ХХ век пробивается через монументальные образы, непревзойденную технику, богатство цвета и строгость линий трагизмом сюжетов, поз, взглядов. «Оргия» Каньяччо ди Сан Пьетро, «Трагическое путешествие» Феррацци, безликие персонажи Вирджилио Гвиди вольно или невольно увековечили атмосферу Италии периода фашизма. И само чувство пустоты не могло быть ничем иным, как средством ухода от реалий межвоенных лет в поиски, как писал Бонтемпелли, «магического смысла в повседневной жизни людей и вещей».

Убальдо Оппи. «Три хирурга». 1926. Фото: Museo Civico di Palazzo Chiericati
Убальдо Оппи. «Три хирурга». 1926.
Фото: Museo Civico di Palazzo Chiericati

Выставке удалось создать атмосферу этих поисков. Однако жаль, что на ней отсутствуют многие имена, к которым она могла бы привлечь внимание (например, Карло Сократе, в Риме помогавший Пикассо работать над «Парадом», после которого тот ушел от кубизма к неоклассике, затем определенной Рохом как «магический реализм»).

Международные связи «магического реализма» представлены двумя именами — Радзивилла и Зильбербауэра. Кураторы выставки Габриелла Белли и Валерио Террароли подчеркивают итальянский характер явления и лишая его изначального интернационализма. Такой выбор вызывает естественный вопрос: чем же так поданный «магический реализм» отличается от «Новеченто» (Форли, 2013), «Искусства вне фашизма» (Флоренция, 2012) или постфутуризма, в 2018 году триумфально представленного в Фонде Prada? Выставка в Палаццо Реале, однако, подкупает своим лаконичным решением с выдержанными паузами и акцентами, предоставляя возможность погрузиться в атмосферу медитации, которую стремились создать художники и которая так редка сегодня для крупных выставочных проектов.

Палаццо Реале
«Магический реализм. Итальянский стиль»
До 27 февраля

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+