В Волго-Вятском филиале Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (Арсенал) проходит выставка «Названо Вазари. Готика», посвященная эпохе готики и ее интерпретациям в работах современных художников. Редкие предметы из собрания скульптуры Пушкинского музея, в том числе впервые показанные широкой публике, а также несколько слепков, отсылающих к готической эпохе, вступают в диалог с произведениями наших современников, тонко и деликатно интерпретирующими образы духовной жизни Средневековья.
«Знаковая вещь из Пушкинского музея — итальянский крест XIII века, не совсем готический, а скорее романский, с интересными изображениями евангелистов на нем, в технике чеканки по металлу. Есть еще несколько деревянных рельефов с разными сюжетами, а также каменная мужская голова, происходящая, скорее всего, из одного из готических соборов, и резная капитель, тоже средневековая, византийская, Х века. Мы немного вольно создаем впечатление о готике и шире — о Средневековье», — рассказала сокуратор выставки Екатерина Кочеткова, которая на момент ее подготовки была заместителем директора по региональному развитию, а сейчас возглавила отдел образовательных программ Пушкинского.
По ее словам, крест был атрибутирован сотрудником отдела старых мастеров Василием Расторгуевым при подготовке к выставке, поэтому она ценна не только тем, что на ней показывают не виданные прежде экспонаты, но и происходят научные открытия.
Что касается работ современных художников, среди которых Оля Кройтор, Андрей Кузькин, Маяна Насыбуллова, Таня Пёникер, Recycle Group, то они, по словам еще одного куратора выставки, Дарьи Колпашниковой, подбирались по принципу того, что «идеи готики до сих пор витают в воздухе и продолжают напитывать художников».
«Это скорее про ощущения, чем про обращение к конкретным средневековым формам или линиям. У нас есть графические работы Александра Бродского и Ильи Уткина, знаменитая „бумажная архитектура“, где они обращаются к основополагающим готическим темам, таким как создание невозможных построек, бытование маленького человека в огромной архитектуре, — отметила она. — Произведения современного искусства выступают как своеобразные медиумы, актеры. Они становятся персонажами, которые ассоциируются с темой Средневековья. Здесь можно познакомиться с ведьмой, знахарем, миниатюристом. Есть даже палач и его жертва».
Погружение в эпоху обеспечивает также архитектура выставки, которой занималась арт-группа «Провмыза», воссоздавшая в Арсенале образ средневекового города с его точками притяжения — собором и площадью.
Специально для проекта подготовили программу «Эпоха глазами современных исследователей и музыкантов». Среди мероприятий — лекции «Интерпретация готики. Знаменитые версии» и «Оригиналы и слепки. Произведения средневекового искусства в коллекции Пушкинского музея», а также концерт «Реконструкция мессы. Постскриптум».
Эта выставка — первый этап трехчастного проекта «Названо Вазари», объединяющего экспонаты из коллекций Пушкинского музея и современное искусство. Каждый из них посвящен большому периоду в истории искусства, название которым дал выдающийся художник, архитектор и историк искусства, автор жизнеописаний великих мастеров прошлого (1550) Джорджо Вазари, — готика, Ренессанс и маньеризм (выставки, посвященные Ренессансу и маньеризму, планируется открыть в конце 2022 года и в 2023-м, соответственно).
Кураторская группа, в которой совместно работают коллеги из Москвы и Нижнего Новгорода, создала проект, соединивший большую историю искусства и ее современный этап. Именно эта модель в дальнейшем ляжет в основу выставочных проектов, которые ГМИИ планирует реализовывать в регионах.
Волго-Вятский филиал Пушкинского музея (ГЦСИ Нижний Новгород — Арсенал)
«Названо Вазари. Готика»
До 27 февраля