18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

В Арсенале показывают первую часть проекта «Названо Вазари», посвященную готике

Маяна Насыбуллова. «Позиция пленника». 2021. Фото: Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина (Арсенал)
Маяна Насыбуллова. «Позиция пленника». 2021.
Фото: Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина (Арсенал)

Для выставки «Названо Вазари. Готика» в нижегородском Арсенале воссоздали средневековые собор и площадь, где исторические реликвии из собрания Пушкинского объединились с современным искусством

В Волго-Вятском филиале Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (Арсенал) проходит выставка «Названо Вазари. Готика», посвященная эпохе готики и ее интерпретациям в работах современных художников. Редкие предметы из собрания скульптуры Пушкинского музея, в том числе впервые показанные широкой публике, а также несколько слепков, отсылающих к готической эпохе, вступают в диалог с произведениями наших современников, тонко и деликатно интерпретирующими образы духовной жизни Средневековья.

Одним из ключевых экспонатов стал итальянский крест XIII века. Фото: Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина (Арсенал)
Одним из ключевых экспонатов стал итальянский крест XIII века.
Фото: Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина (Арсенал)

«Знаковая вещь из Пушкинского музея — итальянский крест XIII века, не совсем готический, а скорее романский, с интересными изображениями евангелистов на нем, в технике чеканки по металлу. Есть еще несколько деревянных рельефов с разными сюжетами, а также каменная мужская голова, происходящая, скорее всего, из одного из готических соборов, и резная капитель, тоже средневековая, византийская, Х века. Мы немного вольно создаем впечатление о готике и шире — о Средневековье», — рассказала сокуратор выставки Екатерина Кочеткова, которая на момент ее подготовки была заместителем директора по региональному развитию, а сейчас возглавила отдел образовательных программ Пушкинского.

По ее словам, крест был атрибутирован сотрудником отдела старых мастеров Василием Расторгуевым при подготовке к выставке, поэтому она ценна не только тем, что на ней показывают не виданные прежде экспонаты, но и происходят научные открытия.

Что касается работ современных художников, среди которых Оля Кройтор, Андрей Кузькин, Маяна Насыбуллова, Таня Пёникер, Recycle Group, то они, по словам еще одного куратора выставки, Дарьи Колпашниковой, подбирались по принципу того, что «идеи готики до сих пор витают в воздухе и продолжают напитывать художников».

Видеодокументация перформанса Ольги Кройтор «Без названия». Фото: Алексей Шевцов/Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина (Арсенал)
Видеодокументация перформанса Ольги Кройтор «Без названия».
Фото: Алексей Шевцов/Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина (Арсенал)

«Это скорее про ощущения, чем про обращение к конкретным средневековым формам или линиям. У нас есть графические работы Александра Бродского и Ильи Уткина, знаменитая „бумажная архитектура“, где они обращаются к основополагающим готическим темам, таким как создание невозможных построек, бытование маленького человека в огромной архитектуре, — отметила она. — Произведения современного искусства выступают как своеобразные медиумы, актеры. Они становятся персонажами, которые ассоциируются с темой Средневековья. Здесь можно познакомиться с ведьмой, знахарем, миниатюристом. Есть даже палач и его жертва».

Вид экспозиции. Фото: Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина (Арсенал)
Вид экспозиции.
Фото: Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина (Арсенал)

Погружение в эпоху обеспечивает также архитектура выставки, которой занималась арт-группа «Провмыза», воссоздавшая в Арсенале образ средневекового города с его точками притяжения — собором и площадью.

Специально для проекта подготовили программу «Эпоха глазами современных исследователей и музыкантов». Среди мероприятий — лекции «Интерпретация готики. Знаменитые версии» и «Оригиналы и слепки. Произведения средневекового искусства в коллекции Пушкинского музея», а также концерт «Реконструкция мессы. Постскриптум».

В пространстве Арсенала воссоздан образ средневекового города. Фото: Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина (Арсенал)
В пространстве Арсенала воссоздан образ средневекового города.
Фото: Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина (Арсенал)

Эта выставка — первый этап трехчастного проекта «Названо Вазари», объединяющего экспонаты из коллекций Пушкинского музея и современное искусство. Каждый из них посвящен большому периоду в истории искусства, название которым дал выдающийся художник, архитектор и историк искусства, автор жизнеописаний великих мастеров прошлого (1550) Джорджо Вазари, — готика, Ренессанс и маньеризм (выставки, посвященные Ренессансу и маньеризму, планируется открыть в конце 2022 года и в 2023-м, соответственно).

Кураторская группа, в которой совместно работают коллеги из Москвы и Нижнего Новгорода, создала проект, соединивший большую историю искусства и ее современный этап. Именно эта модель в дальнейшем ляжет в основу выставочных проектов, которые ГМИИ планирует реализовывать в регионах.

Волго-Вятский филиал Пушкинского музея (ГЦСИ Нижний Новгород — Арсенал)
«Названо Вазари. Готика»
До 27 февраля

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+