Бунданон, загородное поместье художника Артура Бойда (1920–1999), которое он передал в дар Австралии, открывается 28 января после реконструкции, стоившей 33 млн австралийских долларов ($25 млн). Там появились подземная галерея, защищенная от пожаров, и мост длиной 160 м, на котором расположились учебный центр и спальни.
В Бунданоне, почти в 200 км к югу от Сиднея, Бойд создал многие из своих пейзажей. Австралийское поместье, принадлежавшее, помимо дома в Великобритании, его семье, было куплено в 1979 году. По завещанию Бойда здесь реализуется крупнейшая в Австралии программа арт-резиденций — ежегодно в усадьбе проживают 350 художников. Для широкой публики Бунданон до сих пор открывал двери только раз в неделю и иногда по особым случаям. По словам нового исполнительного директора Рейчел Кент, теперь поместье будет работать пять дней в неделю.
Для строительства подземной галереи пришлось прорыть тоннель под лесистым склоном холма. Новое пространство предназначено для проведения выставок и хранения коллекции искусства, включающей произведения Бойда, других членов его творческой семьи и современных австралийских художников. Через вершину холма вывели два больших «дымохода» — световые люки, сквозь которые в галерею попадает свет.
По словам архитектора Керстин Томпсон, опоры нового моста, перекинутого над оврагом, напоминают старые эстакады, типичные для австралийских пойм. На мосту расположены столовая, мастерские и 32 спальни. Стены в комнатах покрасили в любимый Бойдом оттенок синего, а окна здесь тех же размеров, что и форматы использовавшихся художником холстов. Но Бунданон все же не отель, а место для участников различных программ, в том числе адресованных коренным народам. «Поддержка и взаимодействие с ними, забота о земле — наш приоритет. Народ води-води из области Шолхейвен — очень активная и деятельная община», — говорит Кент. Недавно музей подписал с местными жителями совместную программу по восстановлению зарослей кустарника после пожаров, бушевавших в 2019–2020 годах рядом с территорией Бунданона. Тогдашний исполнительный директор Дебора Эли была вынуждена эвакуировать самые ценные картины и архивы.
Средства на реконструкцию поместья выделены правительством Австралии и штатом Новый Южный Уэльс. Кент говорит, что государственные инвестиции позволили проекту приблизиться к самоокупаемости. Она называет усадьбу «настоящей жемчужиной». «Это пейзаж и природа, это искусство и культура, это история Артура Бойда и его творческой семьи, а также новая инфраструктура». А сам Бойд говорил: «Здесь чудесные заросли, редкие дикие цветы, кенгуру и вомбаты, лирохвосты, дрозды и совы, лорикеты и какаду».