18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

«Муж скорбей» позднего Боттичелли продан за $45,4 млн

Сандро Боттичелли. «Муж скорбей». Около 1500. Фрагмент. Фото: Sotheby's
Сандро Боттичелли. «Муж скорбей». Около 1500. Фрагмент.
Фото: Sotheby's

Суровая картина недавно была окончательно приписана руке мастера и анонсирована Sotheby’s как «определяющий шедевр позднего периода творчества Боттичелли». На торгах за нее боролись три покупателя, личность которых неизвестна

«Муж скорбей», картина Сандро Боттичелли, написанная им в начале XVI века, продана на аукционе искусства старых мастеров и скульптуры Sotheby’s в Нью-Йорке за $39,3 млн, что с учетом комиссионных аукционного дома составляет $45,4 млн. Анонсированная Sotheby’s как «определяющий шедевр позднего периода творчества Боттичелли», работа не совсем оправдала ожидания, поскольку за нее предполагалось получить свыше $40 млн — а последняя ставка едва недотянула до этой суммы. Торги за картину, написанную темперой и маслом на доске, начались с $33 млн, и на конечном этапе за нее бились три покупателя, торговавшиеся по телефону. Все они, в том числе и получивший работу, остаются анонимными.

Результат стал вторым по величине для произведений Боттичелли, проданных на аукционе, — год назад его ранний «Портрет молодого человека с медальоном» ушел с торгов за $92,1 млн. Напомним, что это самая крупная сумма, когда-либо уплаченная за произведение старого мастера на торгах Sotheby’s, а покупка была совершена через представителя лондонской «русской группы» — можно с уверенностью предположить, что новым владельцем портрета стал русский коллекционер.

«Муж скорбей» — редкая работа позднего периода творчества художника, когда он стал глубоко религиозным и превратился в пламенного последователя проповедника Джироламо Савонаролы, страстно боровшегося с пороками, в том числе и роскошью. Поэтому, говорят исследователи, поздние произведения художника имеют так мало сходства с его ранними картинами, нарядными и чувственными, такими как «Рождение Венеры» (1485–1486) и «Весна» (1470–1480-е), обе находятся в Галерее Уффици во Флоренции. «Муж скорбей» — это поясное изображение фигуры Христа со скрещенными на груди руками, демонстрирующего следы распятия и пыток. Вокруг его головы в терновом венце парит хоровод ангелов с орудиями пыток. Несмотря на толстый слой лака, сглаживающего изображение, работа производит сильное впечатление.

Сандро Боттичелли. «Муж скорбей». Около 1500. Фото: Sotheby's
Сандро Боттичелли. «Муж скорбей». Около 1500.
Фото: Sotheby's

«Это противоречивая картина, — говорит Николас Холл, нью-йоркский торговец старыми мастерами, — к которой люди относятся неравнодушно. Есть те, кто не любит позднего Боттичелли и его савонароловскую фазу, и они считают ее чрезмерно набожной и суровой». В последний раз картина была продана на аукционе Sotheby’s в Лондоне в ноябре 1963 года за £10 тыс. и в конце 1970-х годов была приписана ведущим исследователем Боттичелли и писателем Рональдом Лайтбауном «мастерской или художнику школы мастера». Современные исследователи, в том числе Кейт Кристиансен из Метрополитен-музея и Лоуренс Кантор из Художественной галереи Йельского университета, уверены, что это работа самого Боттичелли. Учитывая это и памятуя о $450,3 млн, заплаченных за «Спасителя мира» Леонардо, мастера Высокого Возрождения, которому Боттичелли почти равен, свежая покупка выглядит выгодной сделкой.

Древнеегипетская скульптура мужчины эпохи Пятой династии. Фото: Sotheby's
Древнеегипетская скульптура мужчины эпохи Пятой династии.
Фото: Sotheby's

Среди других ярких моментов аукциона, который в целом принес $90,9 млн, — покупка полотна фламандского художника Питера ван Моля «Диоген с фонарем» за $4,8 млн (при эстимейте $2–3 млн) и древнеегипетской скульптуры мужчины эпохи Пятой династии (около 2440–2355 гг. до н.э.), стоимость которой взлетела с $3–5 млн до $9,9 млн.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+