Невзирая ни на какие обстоятельства, в мире продолжают строить музеи. Среди громких открытий прошлого года можно назвать арт-центр Luma Fondation в граненой башне из нержавеющей стали по проекту Фрэнка Гери во французском Арле и — без стеснения — Дом культуры «ГЭС-2» в Москве по проекту Ренцо Пьяно.
В 2022 году Россия, вероятно, возьмет тайм-аут: большинство крупных музейных запусков, которые были намечены на этот год, отсрочено. Пока мы уверены только в открытии Музея Павла и Сергея Третьяковых в их родовом особняке на Якиманке, организацию которого взяла на себя Государственная Третьяковская галерея; он начнет работать с 29 января. В конце марта в Еврейском музее и центре толерантности откроется после реконструкции восточное крыло Бахметьевского гаража. Юрий Григорян предложил функциональное переосмысление пространства без вмешательства в конструкцию памятника архитектуры.
Другие крупные запуски придется ждать как минимум год, а то и больше. В конце 2023-го должно выйти на новый этап строительство музейного городка Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (цель которого — увеличить музейные площади более чем в 2 раза, до 105 тыс. кв. м). Необходимо достроить депозитарий и реставрационный центр, запланировано завершение работ в Доме Текста и усадьбе Голицыных. Бюджет этого этапа уже вырос на 30–50% из-за подорожания строительных материалов (впрочем, рост бюджета, скорее, правило при строительстве новых музеев). В 2024 году должны закончить здание усадьбы Вяземских — Долгоруковых.
Музей транспорта Москвы, который сейчас работает на ВДНХ, в 2023 году планирует представить постоянную экспозицию в мельниковском гараже на Новорязанской улице. Открытие представительства Эрмитажа в Москве на месте бывшей промзоны ЗИЛ сдвинуто на 2024 год; по ходу дела поменялся архитектор, которым вместо Хани Рашида стал Сергей Чобан.
Музеи Московского Кремля продолжают приспосабливать под свои нужды Средние торговые ряды на Красной площади, куда частично переместят сокровища Оружейной палаты. Третьяковка работает над новым зданием на Кадашевской набережной. Итоговые даты для этих проектов пока не оглашаются. Открытие Политехнического музея в Москве, которого ожидали совсем скоро, отложили сразу до 2025 года. Музей закрыт уже девять лет, стоимость работ за это время, как сообщает РБК, выросла в 2,5 раза — до 18,2 млрд руб. Павильон «Шестигранник» в Парке Горького станет новой площадкой Музея современного искусства «Гараж» в 2027 году.
Активно ведется музейное строительство и в регионах. Тут открывают филиалы столичные музеи. Первым в 2022 году, скорее всего, будет филиал Третьяковки в конструктивистской фабрике-кухне в Самаре (запуск намечен на осень), а затем ее же филиалы во Владивостоке (2023) и Калининграде. Уже состоялась техническая сдача центра «Эрмитаж-Урал» в Екатеринбурге. Новый частный культурный центр «О» создадут в Вологде в 2024 году по инициативе предпринимателя Алексея Сивкова и коллекционера Германа Титова. В рамках всеобъемлющего культурного и социального преобразования Норильска к 2025 году там появится Арктический музей современного искусства (Arctic Museum of Modern Art, АММА), а в 2026-м должен заработать Городской музей (МАМА). «Норникель» вложил в программу городского развития 150 млрд руб. ($2 млрд), из них 3 млрд руб. ($40 млн) будут направлены на АММА и 1,1 млрд руб. ($15 млн) — на MAMA.
Открытие 11 июня. Стоимость $670 млн
Новый норвежский Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна (Nasjonalmuseet) грандиозен по всем параметрам — начиная от своих размеров и заканчивая бюджетом. Самый большой музей в Северной Европе объединит под своей крышей коллекции трех крупнейших норвежских институций: Национальной галереи, Музея современного искусства и Музея декоративного искусства и дизайна. Новое здание, построенное по проекту немецких архитекторов Kleihues + Schuwerk, обошлось в 6,1 млрд норвежских крон ($670 млн). Проект целиком финансируется государством.
Более 5 тыс. работ, от Античности до наших дней, будут представлены в постоянной коллекции, разместившейся в более чем 80 залах на двух этажах. Среди ключевых экспонатов — «Крик» Эдварда Мунка (1893), автопортрет Винсента ван Гога, написанный им в приюте в Сен-Реми-де-Провансе в 1889 году, и «Зимняя ночь в горах» Харальда Сольберга (1914), любимая всем норвежским народом.
Весь фасад строения покрыт норвежским сланцем. Особенность нового здания — Световой зал на крыше, помещение площадью 2,4 тыс. кв. м, предназначенное для временных выставок. Первая выставка будет посвящена современному норвежскому искусству, в ней примут участие более 150 художников и арт-коллективов.
Nasjonalmuseet — участник программы FutureBuilt. Следуя миссии проекта, музей объявил о своих «серьезных экологических амбициях» и изначально проектировался так, чтобы сократить выбросы парниковых газов в атмосферу как минимум на 50%. А для охлаждения будет использоваться морская вода.
Открытие в конце 2022 года. Стоимость более $1 млрд
Большой Египетский музей (GEM) наконец-то почти достроили и даже планируют открыть в ноябре — спустя 20 лет после того, как президент страны Хосни Мубарак заложил первый камень в его основание. Стоимость нового здания, спроектированного дублинскими архитекторами Heneghan Peng, оценивается более чем в $1 млрд. Большая часть средств получена в кредит от японского правительства.
Площадь GEM — почти 500 тыс. кв. м, что соответствует размерам крупного терминала аэропорта. На огромной территории рядом с пирамидами Гизы будут храниться 100 тыс. египетских артефактов, выставленных в хронологической последовательности от додинастического до греко-римского периода. Среди самых крупных экспонатов — 11-метровая статуя Рамзеса Великого весом 75 т из красного гранита и деревянная «солнечная ладья» длиной 45 м, раскопанная в 1954 году у подножия Великой пирамиды Хеопса. Однако для многих посетителей главным магнитом станет коллекция из 5 тыс. реликвий из гробницы Тутанхамона, перевезенная из исторического Египетского музея в центре Каира и впервые выставленная в полном объеме.
Открытие в июле. Стоимость $450 млн
В ноябре прошлого года наконец открылся гонконгский музей M+, а теперь рядом с ним появится Дворцовый музей, посвященный императорским сокровищам Китая, переданным из Запретного города в Пекине. Масштабное сооружение стоимостью 3,5 млрд гонконгских долларов ($450 млн) целиком построено на деньги благотворительного фонда Гонконгского жокей-клуба.
В здании, спроектированном гонконгским архитектором Рокко Йимом, будет девять галерей площадью 7,8 тыс. кв. м, а также зал для выступлений на 400 мест, лектории и детские комнаты. На первых выставках будут показаны около 800 артефактов из Дворцового музея в Пекине: это картины, каллиграфия, предметы декоративного искусства и редкие книги. Другие залы будут посвящены истории коллекционирования произведений искусства в Гонконге, заявлены также интерактивные занятия для детей. Первой в серии выставок с международными партнерами станет экспозиция, посвященная лошадям в искусстве, где древнее китайское искусство покажут наряду с произведениями из парижского Лувра.
Открытие в марте. Стоимость £68 млн
В Коллекции Баррелла хранятся 9 тыс. произведений искусства, переданных городу Глазго владельцем торговой судоходной компании Уильямом Барреллом. Музей откроется весной после более чем пятилетнего перерыва. Его основатель собрал огромную коллекцию средневекового искусства и искусства Раннего Возрождения из Северной Европы, включающую витражи, доспехи и более 200 гобеленов, китайскую керамику, бронзу и нефрит, а также французское искусство XIX века, включая пастели и живопись Эдгара Дега. Музей, окруженный садами загородного парка Поллок, был торжественно открыт королевой Елизаветой II в 1983 году.
Архитектурное бюро John McAslan + Partners провело реконструкцию здания 1970-х годов, включенного в список памятников архитектуры, в результате которого на 35% увеличилось пространство галерей, появились новый вход и образовательный центр.
Открытие весной. Стоимость € 21,5 млн
Семилетняя реконструкция Музея Клюни, или Государственного музея Средневековья, близится к завершению. Работы проводились поэтапно, начиная с реставрации готической часовни и руин древних галло-римских терм на территории музея. В 2018 году был открыт новый корпус входной зоны по проекту Бернара Демулена, а особняк XV века и пристройки XIX века сделали доступными для посетителей с ограниченными возможностями.
На последнем этапе будет проведена реэкспозиция постоянной коллекции музея, которая не менялась еще с 1950-х годов. Тематический подход уступит место хронологическому. Новый маршрут будет вести посетителей от византийских коллекций и зарождения готического искусства до 1500-х годов, мимо таких экспонатов, как знаменитые гобелены «Дама с единорогом». Этот цикл шпалер символизирует пять чувств: осязание, вкус, обоняние, слух и зрение, — а на таинственном шестом написано: «По моему единственному желанию».
Среди других жемчужин коллекции — витражи из Сент-Шапель и статуи иудейских царей XIII века, которые были сброшены с фасада собора Нотр-Дам во время Французской революции.
Открытие в конце 2022 года. Стоимость $274 млн
Sydney Modern — так называется расширение Художественной галереи Нового Южного Уэльса: это новое воздушное здание со стеклянным фасадом, спроектированное токийским архитектурным бюро Sanaa прямо над двумя нефтяными хранилищами времен Второй мировой войны. Корпус будет соединяться с существующим зданием в неоклассическом стиле из песчаника садом искусств, вход в который будет открыт 24 часа в сутки. Отсюда будет открываться вид на Сиднейскую гавань. Проект Sydney Modern уже возглавил рейтинг самых экологически стабильных зданий в Австралии: предусмотрены зеленые крыши, солнечные батареи и система сбора дождевой воды. Средства, 244 млн австралийских долларов ($175 млн), на строительство Sydney Modern предоставило правительство штата Новый Южный Уэльс, и более чем 100 млн австралийских долларов ($72 млн) добавили филантропы.
В результате расширения музей получит дополнительные 16 тыс. кв. м выставочного пространства, что почти вдвое больше нынешней площади. По прогнозам, посещаемость превысит 2 млн человек в год. В результате полной реэкспозиции коллекции работы художников-аборигенов и жителей островов Торресова пролива займут почетное место в специально отведенном помещении у входа, а также во всех залах галереи. Одно из старых нефтяных хранилищ переделают в подземную галерею, где будут проводить выставки и перформансы.
Открытие 25 сентября. Стоимость €100 млн
KMSKA — это крупнейший музей Фландрии, в коллекцию которого входят все важные для бельгийского искусства семи веков имена — от Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена до Рубенса и ван Дейка и далее вплоть до произведений Джеймса Энсора. Музей был полностью закрыт для посетителей в течение десяти лет. По плану голландского архитектурного бюро KAAN Architecten территория музея была расширена на 40% за счет заполнения внутренних дворов исторической постройки XIX века. По сути внутри старого музея был возведен еще один.
Экспозиция будет разбита на два больших блока. Произведения с XIV века по 1880 год будут размещены в исторических залах и сгруппированы по крупным направлениям: где-то тематическим, где-то хронологическим или даже по неожиданным контрастам. Зал Рубенса сохранится как монографический. Произведения художников-модернистов (с 1880-х годов по конец ХХ века) сосредоточат в новых залах, группируя по тематическим концепциям света, цвета и формы. Работы Джеймса Энсора, главного фламандского художника ХХ века, будут представлены в собственных залах.
Открытие в 2022 году. Стоимость вместе с реконструкцией всего района $1,2 млрд
Новое здание Istanbul Modern в Каракёй, спроектированное лауреатом Притцкеровской премии итальянским архитектором Ренцо Пьяно, станет одной из ключевых точек района Галапорт, капитальная реконструкция которого началась в 2016 году и, как ожидается, будет стоить около $1,2 млрд.
Здание площадью 15 тыс. кв. м включает пять уровней, три наземных и два подземных. В него переедет коллекция современного искусства Турции, а также собрание западных классиков послевоенного периода, которое пока показывают во временном помещении. Ритм архитектуре здания задает сетка колонн с ячейками 8,4х8,4 м, едиными и для подземной парковки, и для выставочных залов. Наземный уровень постройки полностью прозрачный, что позволяет пространству Босфорского пролива и парку за зданием визуально объединяться. У публики будет свободный доступ к кафе, книжному магазину, библиотеке, музейным информационным пунктам и специальной зоне для семинаров проекта «Пространство открытий», разработанного в сотрудничестве с Центром Помпиду в Париже.
Открытие в 2022 году. Стоимость $136 млн
Здание еще не открытого музея само стало его главным экспонатом. Это грандиозное футуристическое сооружение в форме сплющенного тора (бублика), сверкающая поверхность которого покрыта арабской вязью — это тексты, посвященные будущему, написанные его высочеством шейхом Мухаммедом ибн Рашидом аль Мактумом, вице-президентом и премьер-министром ОАЭ и эмиром Дубая. Страна уже вложила в строительство $136 млн, однако, глядя на здание, кажется, что это далеко не последние инвестиции в проект. Конструкция разработана архитектором Шоном Килла и его бюро при помощи цифрового 3D-моделирования, а фасадные облицовочные панели изготавливали роботы.
Экспозиция Музея будущего будет посвящена уникальным технологиям и проблемам, которые современность ставит перед человечеством. Она соединит элементы выставки, иммерсивного театра и технологии дополненной реальности.