18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

«Лисы» могут стать самой дорогой работой экспрессиониста Франца Марка

Франц Марк. «Лисы». 1913. Фрагмент. Фото: Christie's
Франц Марк. «Лисы». 1913. Фрагмент.
Фото: Christie's

Полотно Франца Марка «Лисы», возвращенное наследникам жертвы нацизма из музейной коллекции, будет продано на аукционе Christie’s с эстимейтом около £35 млн

На аукцион Christie’s 1 марта будет выставлена работа немецкого экспрессиониста Франца Марка (1880–1916), редкого в частных собраниях. Предварительная оценка картины сообщается по запросу и составляет около £35 млн.

Полотно «Лисы», написанное художником в 1913 году, неодолимо привлекает взгляд сочетанием трогательного сюжета — две сидящие рядом изящные лисички — и жесткой призматической структуры композиции. Картина написана на пике творчества рано умершего художника (он был призван в армию и убит в битве при Вердене). История этого произведения известна с момента создания и насыщена действующими лицами и драматическими поворотами.

Художник дорожил «Лисами» и включил их в число экспонатов своей передвижной ретроспективы 1913 года и чуть позже выставки «Круга современного искусства» в Стеделейк-музее в Амстердаме. После его смерти в марте 1916 года «Лисы» перешли в собственность вдовы художника, Марии Марк. Как рассказывают в аукционном доме Christie’s, позже она напишет, что картина была одной из ее «самых любимых» работ мужа и что она сожалеет о ее продаже, произошедшей в том же году. Первым покупателем стал пропагандист авангардного искусства и основатель журнала Der Sturm Герварт Вальден. В последующее десятилетие «Лисы» принадлежали Францу Клюксену и Максу Леону Флеммингу, меценату и предпринимателю из Гамбурга. В 1928 году Флемминг продал «Лис» Курту Грави, банкиру еврейского происхождения из Берлина, и его жене Эльзе.

Франц Марк. «Лисы». 1913. Фото: Christie's
Франц Марк. «Лисы». 1913.
Фото: Christie's

После прихода к власти национал-социалистов бизнес Грави был насильственно ликвидирован, а сам он на несколько недель заключен в концлагерь Заксенхаузен. В конце 1939 года он бежал через Бельгию в Сантьяго-де-Чили. К тому времени семья стала нищей, и Грави мог полагаться только на друзей. С их помощью он перевез «Лис» в Нью-Йорк, где они в 1940 году были проданы по неизвестной цене немецко-американскому кинорежиссеру и актеру Уильяму Дитерле. В 1961 году «Лисы» купил Гельмут Хортен, который передал их в дар городским художественным коллекциям Дюссельдорфа, где они и выставлялись.

Дело о возвращении картины наследникам Грави тянулось долго, ведь он продал ее уже после того, как покинул нацистскую Германию. Тем не менее согласительная комиссия решила, что продажа была «настолько тесно связана с преследованием национал-социалистов, что место ее проведения становится второстепенным»; и музей был вынужден отдать «Лис».

Франц Марк. «Судьба животных». 1913. Фото: Kunstmuseum Basel
Франц Марк. «Судьба животных». 1913.
Фото: Kunstmuseum Basel

Художник много писал животных в движении, развиваясь в направлении, параллельном итальянскому футуризму. Среди самых известных — огромный и мрачный, пронизанный острыми формами холст «Судьба животных» (1913), который хранится в Художественном музее Базеля. Нередки в его творчестве лошади, синие или красные (среди самых дорогих — «Пасущиеся кони III», проданные за £12 млн). В коллекции Музея Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке представлена скачущая «Желтая корова». Полотно с лисицами может стать самым дорогим произведением Франца Марка из представленных на аукционах.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+