18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Лисы» могут стать самой дорогой работой экспрессиониста Франца Марка

Франц Марк. «Лисы». 1913. Фрагмент. Фото: Christie's
Франц Марк. «Лисы». 1913. Фрагмент.
Фото: Christie's

Полотно Франца Марка «Лисы», возвращенное наследникам жертвы нацизма из музейной коллекции, будет продано на аукционе Christie’s с эстимейтом около £35 млн

На аукцион Christie’s 1 марта будет выставлена работа немецкого экспрессиониста Франца Марка (1880–1916), редкого в частных собраниях. Предварительная оценка картины сообщается по запросу и составляет около £35 млн.

Полотно «Лисы», написанное художником в 1913 году, неодолимо привлекает взгляд сочетанием трогательного сюжета — две сидящие рядом изящные лисички — и жесткой призматической структуры композиции. Картина написана на пике творчества рано умершего художника (он был призван в армию и убит в битве при Вердене). История этого произведения известна с момента создания и насыщена действующими лицами и драматическими поворотами.

Художник дорожил «Лисами» и включил их в число экспонатов своей передвижной ретроспективы 1913 года и чуть позже выставки «Круга современного искусства» в Стеделейк-музее в Амстердаме. После его смерти в марте 1916 года «Лисы» перешли в собственность вдовы художника, Марии Марк. Как рассказывают в аукционном доме Christie’s, позже она напишет, что картина была одной из ее «самых любимых» работ мужа и что она сожалеет о ее продаже, произошедшей в том же году. Первым покупателем стал пропагандист авангардного искусства и основатель журнала Der Sturm Герварт Вальден. В последующее десятилетие «Лисы» принадлежали Францу Клюксену и Максу Леону Флеммингу, меценату и предпринимателю из Гамбурга. В 1928 году Флемминг продал «Лис» Курту Грави, банкиру еврейского происхождения из Берлина, и его жене Эльзе.

Франц Марк. «Лисы». 1913. Фото: Christie's
Франц Марк. «Лисы». 1913.
Фото: Christie's

После прихода к власти национал-социалистов бизнес Грави был насильственно ликвидирован, а сам он на несколько недель заключен в концлагерь Заксенхаузен. В конце 1939 года он бежал через Бельгию в Сантьяго-де-Чили. К тому времени семья стала нищей, и Грави мог полагаться только на друзей. С их помощью он перевез «Лис» в Нью-Йорк, где они в 1940 году были проданы по неизвестной цене немецко-американскому кинорежиссеру и актеру Уильяму Дитерле. В 1961 году «Лисы» купил Гельмут Хортен, который передал их в дар городским художественным коллекциям Дюссельдорфа, где они и выставлялись.

Дело о возвращении картины наследникам Грави тянулось долго, ведь он продал ее уже после того, как покинул нацистскую Германию. Тем не менее согласительная комиссия решила, что продажа была «настолько тесно связана с преследованием национал-социалистов, что место ее проведения становится второстепенным»; и музей был вынужден отдать «Лис».

Франц Марк. «Судьба животных». 1913. Фото: Kunstmuseum Basel
Франц Марк. «Судьба животных». 1913.
Фото: Kunstmuseum Basel

Художник много писал животных в движении, развиваясь в направлении, параллельном итальянскому футуризму. Среди самых известных — огромный и мрачный, пронизанный острыми формами холст «Судьба животных» (1913), который хранится в Художественном музее Базеля. Нередки в его творчестве лошади, синие или красные (среди самых дорогих — «Пасущиеся кони III», проданные за £12 млн). В коллекции Музея Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке представлена скачущая «Желтая корова». Полотно с лисицами может стать самым дорогим произведением Франца Марка из представленных на аукционах.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+