18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сохранять устойчивость в культуре и роскоши

Кроссовер Audi e-tron S. Фото: Audi
Кроссовер Audi e-tron S.
Фото: Audi

Благоприятное для планеты сосуществование на ней человека и природы, науки и технологий, роскоши и искусства становится все более важной проблемой. Как справляются с ней мировые бренды и знаменитые художники?

Русский язык, как бы велик он ни был, пока не вывел столь же емкого понятия, как английское sustainability, в отношении темы устойчивого развития, но суть от этого не меняется. Заинтересованность в благоприятном сосуществовании, развитии и сохранении планеты становится все более актуальной на протяжении последних десятилетий, когда индустриализация добралась даже в отдаленные уголки мира, а состояние экосферы все больше волнует ученых.

Впервые определение тому, что такое «устойчивое развитие», дала в 1987 году премьер-министр Норвегии Гру Харлем Брундтланд в докладе Международной комиссии по окружающей среде: «Устойчивое развитие означает такое использование естественных ресурсов, вложение капиталов, технологический прогресс и институциональные изменения, которые будут покрывать как будущие, так и существующие нужды». Рассуждения о том, что безудержный количественный рост потребляемых современным обществом товаров привел к тому, что все забыли о росте качественном, по-своему стали двигателем новых технологий и поводом к появлению новых этических принципов. Хотя пока изменившиеся стандарты качества жизни и нормы потребления высокоразвитых стран просто невозможно распространить на все человечество. По одной из предложенных sustainability-активистами стратегий мерой общественного богатства должно стать право сохранения самобытности, формирования гармонично развитой личности, а мерой успешности человека — возможность развиваться творчески, получать фундаментальное образование, иметь доступ к мировым достижениям в области культуры и искусства. Все это необходимо человеку, чтобы он не уничтожил планету.

В международной повестке дня, принятой ООН в сентябре 2015 года, культура впервые рассматривалась в качестве фактора устойчивого развития — беспрецедентное признание ее роли в построении лучшего будущего. На это откликнулись многие представители мира искусства, культуры и производства предметов роскоши. Два года назад саммит моды в Копенгагене был полностью посвящен устойчивому производству одежды, а Франция ввела запрет на уничтожение остатков непроданных коллекций люксового сегмента — небывалое решение для страны, где располагается одна из столиц мира роскоши. Самые известные модные Дома один за другим отказываются от натурального меха в пользу синтетических аналогов — при условии, что подобные аналоги должны быть созданы и могут быть утилизированы без вреда для окружающей среды.

«Щенок» Джеффа Кунса у Музея Гуггенхайма в Бильбао. Фото: Guggenheim Bilbao
«Щенок» Джеффа Кунса у Музея Гуггенхайма в Бильбао.
Фото: Guggenheim Bilbao

Крупнейшие люксовые конгломераты разрабатывают новые стандарты обращения с животными, задействованными в модной индустрии и текстильной промышленности, и выпускают мультимедийные инструкции по устойчивому развитию. Появляются целые веганские коллекции и базовые линейки; осуществляется контроль ответственного отношения к производству у поставщиков сырья. Один шведский массмаркет-бренд и вовсе принимает на переработку вещи любых производителей в фирменных магазинах по всему миру. Один из крупнейших в мире и самых известных американских производителей электронных гаджетов еще восемь лет назад построил завод с полностью автономным энергоснабжением, которое обеспечивается целым полем солнечных батарей. Соответственно, выбросов в атмосферу от такого производства нет вовсе, а углеродный след минимален.

Автомобильные компании были одними из первых, кто задумался об альтернативных источниках топлива, чтобы сократить выбросы в атмосферу. Вариантов было много: водородные двигатели, топливо из отходов сельскохозяйственного производства, гибридные варианты использования бензина и электричества. Но электричество, конечно, победило. Сейчас все крупные бренды имеют в своем арсенале электромобили. К примеру, у немецкой марки Audi флагманом в области sustainability считается ее серийный и полностью электрический кроссовер Audi e-tron S c тремя электродвигателями, который по своим характеристикам превосходит многие модели на двигателях внутреннего сгорания. Плюс нужно не забывать, что Audi — это премиальная марка, от которой ждут максимального комфорта внутри и фирменных черт снаружи. Дизайнеры и инженеры бренда с четырьмя кольцами на логотипе постарались на славу, поэтому ни в одной модификации прогрессивного Audi e-tron не пришлось жертвовать ни внешним, ни внутренним оформлением, ни многообразием ассистирующих систем, которыми славится марка, ни даже широкими возможностями кастомизации, — в этом электрическом кроссовере сохранилось (а местами даже улучшилось) все от его бензиновых предшественников.

Кроссовер Audi e-tron S. Фото: Audi
Кроссовер Audi e-tron S.
Фото: Audi

Audi e-tron S, который оснащен фирменным полным приводом quattro и адаптивной спортивной пневмоподвеской, разгоняется до 100 км/ч всего за 4,5 с, а в режиме Boost этот электромобиль выдает мощность в 503 л. с. При этом сверхъемкие батареи с интеллектуальной рекуперацией обеспечивают запас хода до 372 км. Пополнить запас энергии в Audi e-tron так же просто, как и ездить на нем. В домашних условиях для этого предусмотрена компактная зарядная система, а на высоковольтной зарядной станции (High Power Charging) зарядка батареи от 5 до 80% займет всего полчаса. Одно из самых прогрессивных нововведений этой модели — виртуальные наружные зеркала заднего вида, изображение с которых передается на высококонтрастные OLED-дисплеи в салоне авто.

Это электрическое творение высоких технологий Audi — лишь первый шаг на пути к повсеместной электрической мобильности бренда. Согласно новой стратегии уже в 2025 году компания запланировала реализовать около 800 тыс. электромобилей более 20 моделей. Кроме того, комплексный подход Audi к сохранению ресурсов нашел свое воплощение и в другой области: электромобиль Audi e-tron стал первым премиальным автомобилем, который сошел с конвейера углеродно-нейтрального производства Audi в Брюсселе. В планах к 2030 году сделать таким каждое предприятие марки по всему миру.

Кроссовер Audi e-tron S. Фото: Audi
Кроссовер Audi e-tron S.
Фото: Audi

Конечно, идеи устойчивого развития не могли не коснуться и сферы творчества. Еще в 1980-х появился термин Sustainable art — «устойчивое искусство», хотя сейчас можно встретить и другие определения. Уже сегодня многие арт-дилеры стали возить произведения искусства поездом или по морю, чтобы минимизировать свой карбоновый след, а художники все больше размышляют об изменении климата. Выставки, отдельные проекты, конференции и круглые столы о связи культуры и устойчивого развития постоянно проходят по всему миру. Особенно в последнее время, из-за обрушившейся на планету пандемии. Главная ярмарка современного искусства Art Basel всегда была средоточием самых волнующих трендов на рынке — неудивительно, что последние два года ее центральной темой выступают глобальное потепление и размышления по поводу сохранения планеты. Московский «товарищ» Art Basel — ярмарка Cosmoscow, а точнее, Фонд поддержки современного искусства Cosmoscow не отстает: им был организован ряд дискуссий на тему «Углеродный след искусства».

Олафур Элиассон. «Противотуманная фара». Версаль. 2016. Фото: Anders Sune Berg
Олафур Элиассон. «Противотуманная фара». Версаль. 2016.
Фото: Anders Sune Berg

Сейчас можно говорить уже о целом поколении современных художников, которые придерживаются принципов sustainability. В дайджесте аукционного дома Christie’s в апреле прошлого года были названы восемь ведущих художников в этой области. Среди них, к примеру, Джастин Брайс Гуарилия, изучавший гренландский ледяной покров вместе с НАСА, нигериец Эль Анацуи, создающий крупные инсталляции из пластиковых отходов вроде крышек от бутылок, и Олафур Элиассон, датско-исландский мастер творить пространства на стыке искусства и науки (отличный пример — его искусственное солнце, которое взошло в Турбинном зале Тейт Модерн еще в 2003 году, или «Желтый коридор» — его можно пройти на открытой сейчас в Третьяковской галерее выставке «Многообразие. Единство»). Хотя, конечно, одной восьмеркой тут не ограничишься.

Recycle Group. «Лес истекших ссылок». Фото: ЦВЗ «Манеж»
Recycle Group. «Лес истекших ссылок».
Фото: ЦВЗ «Манеж»

В России идеи устойчивого развития в арт-среде тоже не новы. Выставки на эту тему часто можно увидеть в музее «Гараж», где существует целый департамент устойчивого развития, который занимается разработкой и внедрением практик и методик для существенного сокращения негативного воздействия институции на окружающую среду, включая отслеживание разработки, производства, переработки и вторичного использования продукции, производимой музеем. Что касается художников — вполне справедливо передовиками в этом вопросе можно назвать Recycle Group, арт-дуэт Андрея Блохина и Георгия Кузнецова, чью выставку, к слову, сейчас можно увидеть на «Винзаводе». Молодые, смелые и талантливые, они иронично перерабатывают (отсюда и название Recycle) известные образы и одноразовые материалы, подключая к осязаемым объектам возможности дополненной реальности. Одно из последних произведений дуэта — проект «Лес истекших ссылок». Инсталляция, имитирующая тропический ландшафт, потребовала создания специальной машины, производящей изделия из переработанного пластика. Получились настоящие заросли пластиковых деревьев с черной листвой, где узор из жилок на листьях заменили истекшие интернет-ссылки, ведущие в никуда.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+