18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Телега с неизвестным авангардом добралась до Москвы

Николай Григорьев. «Мост». 1918. Из собрания Вятского художественного музея имени В.М. и А.М.Васнецовых
Николай Григорьев. «Мост». 1918. Из собрания Вятского художественного музея имени В.М. и А.М.Васнецовых
№98, февраль 2022
№98
Материал из газеты

Сенсационную выставку «Авангард: на телеге в XXI век», показанную в Екатеринбурге, принимает Музей русского импрессионизма. Сто картин из Вятского художественного музея и краеведческих музеев Слободского и Яранска долгие годы были неизвестны публике

Проект, в прошлом году с успехом показанный в екатеринбургском Ельцин Центре, теперь принимает московский Музей русского импрессионизма. Экспозиция объединила более 100 картин ведущих русских мастеров первой половины ХХ века из Вятского художественного музея им. Васнецовых и краеведческих музеев Слободского и Яранска, которые долгие годы были абсолютно или почти неизвестны.

Среди представленных авторов — почти все «первые имена» русского авангарда, в том числе Варвара Бубнова, Борис Григорьев, Василий Кандинский, Иван Клюн, Елизавета Кругликова, Илья Машков, Любовь Попова, Александр Родченко, Ольга Розанова, Варвара Степанова и многие другие.

Вид выставки «Авангард: на телеге в XXI век». Фото: Музей русского импрессионизма
Вид выставки «Авангард: на телеге в XXI век».
Фото: Музей русского импрессионизма

Это произведения, которые волей советской власти, намеревавшейся просветить провинцию, отправились на выставочные гастроли по Вятской губернии (Кировской области). Из-за непогоды передвижная выставка застряла в маленьком городке, и картины были забыты почти на столетие. Андрей Сарабьянов и его сокуратор Анна Шакина, директор Вятского художественного музея, обнаружили их в музейных фондах несколько лет назад. Несмотря на то что произведения числились в гос­каталоге и были известны сотрудникам своего музея, для специалистов по русскому авангарду они стали открытием.

Вид выставки «Авангард: на телеге в XXI век». Фото: Музей русского импрессионизма
Вид выставки «Авангард: на телеге в XXI век».
Фото: Музей русского импрессионизма

Особенно интересны остатки Третьей передвижной выставки, организованной районным отделом Главмузея города Советска Вятской губернии в октябре 1921 года. В ней участвовало 322 произведения, привезенных из Вятки, Казани, Москвы и Петрограда. По замыслу устроителей, картины должны были проехать по семи городам губернии, однако после того, как работы привезли на телегах по разбитым дорогам в Яранск, выставка застряла там навечно, а экспонаты разошлись по разным собраниям. Основная часть оказалась в фондах местного музея — именно они составили ядро нынешней экспозиции.

В 1965 году 77 произведений были переданы из Яранска в Вятский художественный музей. Эта группа экспонатов также участвует в выставке, но, поскольку картины находились в крупном городе, историкам авангарда они были известны, в отличие от яранских находок, ставших абсолютным сюрпризом.

Василий Кандинский. «Акварель № 5». 1919. Из собрания Яранского краеведческого музея. Фото: Музей русского импрессионизма
Василий Кандинский. «Акварель № 5». 1919. Из собрания Яранского краеведческого музея.
Фото: Музей русского импрессионизма

Проект «Авангард. На телеге в ХХI век», возникший благодаря объединенным усилиям «Энциклопедии русского авангарда» и Ельцин Центра, представляет собой попытку воссоздать Третью передвижную выставку, а также две предыдущие, организованные Главмузеем в Советске.

Экспозиция дополнена хорошо известной коллекцией авангарда из Слободского — в этом городе Кировской области в ранние советские годы оказалось собрание с работами Любови Поповой, Ольги Розановой, Александры Экстер. В 1919 году их привез художник Сергей Луппов для создания местного музея художественной культуры.

К некоторым произведениям изготовлены тактильные макеты. Фото: Музей русского импрессионизма
К некоторым произведениям изготовлены тактильные макеты.
Фото: Музей русского импрессионизма

«Авангард. На телеге в ХХI век» стала возможностью показать в Москве редкие произведения из фондов региональных музеев. Она продолжает серию выставок Музея русского импрессионизма о художниках-авангардистах и попыток воссоздать экспозиции русского искусства первой трети XX века. К московским гастролям проекта подготовлен расширенный каталог.  

Музей русского импрессионизма
«Авангард: на телеге в XXI век»
До 22 мая

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+