18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как и почему трансформировалась в искусство революционная «ярость благородная»

Борис Кустодиев. «Большевик». 1920. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Борис Кустодиев. «Большевик». 1920.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№98, февраль 2022
№98
Материал из газеты

Книга «Клокочущая ярость. Революция и контрреволюция в искусстве», написанная художником Гришей Брускиным, — это собрание очерков, в которых хрестоматийные произведения подвергаются сравнительному анализу и остроумным интерпретациям

Популярное суждение о том, что талантливый человек талантлив во всем, как нельзя лучше подходит Грише Брускину. Получив признание еще в эпоху перестройки как художник, он давно уже параллельно выстраивает карьеру литератора. Брускин пишет мемуары, а также остроумные искусствоведческие исследования. Он изобретательно сопоставляет искусство разных эпох, находя подчас довольно парадоксальные художественные связи. И никогда не забывает о мифологии и практике советского искусства.

Вот и нынешняя его книга «Клокочущая ярость» — цикл эссе о революционной тематике и символике в живописи. В своеобразный центр повествования Брускин помещает знаменитую картину Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ». Она была написана сразу после свержения ничего не забывших и ничему не научившихся Бурбонов, но думал художник в первую очередь о революции 1789 года. Брускин анализирует иконографическую связь образов Свободы, Революции и женщины с обнаженной грудью. Он прослеживает генезис живописного мотива: аллегория революции произошла от переосмысления фигуры Афины Паллады. Автор указывает на типологическое сходство портрета Марии Медичи как Афины, написанного Рубенсом, с работой английского художника Уильяма Гамильтона «Жанна д’Арк и фурии» (иллюстрация шекспировского сюжета) и аллегорией Французской республики кисти Антуана-Жана Гро. Не ограничиваясь родословной шедевра, Брускин рассматривает последователей Делакруа: Оноре Домье, изобразившего Республику в 1848 году кормящей многодетной матерью, и Бернара с карикатурной «Поджигательницей Коммуны». А если читатель окажется нетерпеливым и заглянет в конец книги, то он увидит современный нам французский стрит‑арт, перифразирующий все тот же сюжет Делакруа.

Pboy. «Свобода, ведущая народ — 2019». Фото: Pascal Boyart
Pboy. «Свобода, ведущая народ — 2019».
Фото: Pascal Boyart

Хотя Брускин куда более интересуется художественной нитью, которая связывает упомянутую «Свободу» с «Борьбой за знамя» Бориса Голополосова. На картине советского художника, так и не ставшего официальным, нет никакой женщины, а только мужчины довольно отталкивающей внешности. И Брускин делает вывод, что не за свободу они сражаются, раз нет ее символа на полотне. Главной темой последующих очерков становится нешаблонный анализ уже отечественных работ с революционной тематикой.

Автор внимательно рассматривает «Восстание» Климента Редько, указывая на влияние иконописной традиции и задумываясь о смысле названия. Созерцатель‑аналитик видит на картине ряды могил, здание крематория и считает, что художник имел в виду не только народное восстание, но и восстание из мертвых. Брускин вспоминает и год создания работы — это год смерти Ленина, — и революционную концепцию воскрешения мертвецов философа Николая Федорова.

Следы идей Федорова обнаруживаются и на картине Константина Юона «Новая планета»: появление красного небесного тела (планеты, или же звезды, если вспомнить повесть большевика Александра Богданова) приветствуют и первобытные люди в набедренных повязках, и революционеры в буденовках, и вставшие из могил голые покойники, и даже враги революции с отсеченными гильотиной головами.

Константин Юон. «Новая планета». 1921. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Константин Юон. «Новая планета». 1921.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Едва ли не центральной фигурой в книге стал Кузьма Петров-Водкин. На примере картины «После боя» эссеист определяет особенность его авангардизма. Кубисты показывали фигуры в пространстве, футуристы — фигуры в движении, а Петров‑Водкин — фигуры во времени, как явном, так и тайном. Брускин находит литературные аналогии, сравнивая «После боя» с сюжетом «Сна» Михаила Лермонтова, а «На линии огня» (1916) — с иконографией и судьбой Николая Гумилева. Образы командиров РККА и их окружения предлагается рассматривать в контексте пристального интереса модернистов к автоматизму современного человека, к искусственным людям — роботам.

Во многих известных советских произведениях Брускин склонен усматривать тайную фронду, полемику и пародию на положения соцреализма. Он полагает, что марширующие военные на картине Константин Чеботарева «Марсельеза» вовсе не красноармейцы, а каппелевцы; и красный флаг, что змеится над ними, сродни красному клину, бьющему белых на плакате Эль Лисицкого и в монументе Николая Колли. Сказочник Виктор Васнецов, по мнению Брускина, написал в 1917 году Бабу‑ягу как злую пародию опять‑таки «Свободы» Делакруа, которая уносит Иванушку — будущее России. А Леонид Чупятов в «Самосожжении народоволки» (1928) не столько изобразил старую трагедию, сколько намекнул на случаи самосожжения репрессированных социалистов в СССР. Высказывает Брускин и гипотезу о тождестве знаменитого кустодиевского «Большевика» со зловещим скелетом, нависшим над восставшими на сатирическом рисунке «Вступление» (1905) того же Бориса Кустодиева.

Гриша Брускин. «Клокочущая ярость. Революция и контрреволюция в искусстве». М.: Новое издательство, 2021. 332 с.
Гриша Брускин. «Клокочущая ярость. Революция и контрреволюция в искусстве». М.: Новое издательство, 2021. 332 с.

Критика идеологических установок отечественных живописцев нередко приобретает у Брускина ироническое звучание. Характерным примером этого выглядит поиск предшественников «Черного квадрата» Малевича. Автор книги находит черные четырехугольники в траурных книгах Нового времени, указывает на «Великую тьму» (1617) Роберта Фладда, работы французских художников XIX века Шама, Берталя, Поля Бийо и Альфонса Алле, снабженные юмористическими авторскими подписями. Он предлагает видеть в Малевиче не только лишь скучного догматика, но и мастера, готового пошутить и рассмеяться. Именно таким автором, как в изобразительном искусстве, так и в своих литературных трудах, является и сам Гриша Брускин, художник «легкой руки».

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+