18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Бабочки и мотыльки Джонса вспорхнули спустя столетия

Одна из многочисленных иллюстраций Уильяма Джонса к его энтомологическому компендиуму. Фото: Thames & Hudson
Одна из многочисленных иллюстраций Уильяма Джонса к его энтомологическому компендиуму.
Фото: Thames & Hudson
№98, февраль 2022
№98
Материал из газеты

Британский художник и натуралист Уильям Джонс буквально всю свою жизнь посвятил изображению разных видов чешуекрылых насекомых. Фундаментальный труд «Иконотипы» с его рисунками выпущен сейчас в факсимильном формате

На рубеже XVIII–XIX веков талантливый художник, ученый и натуралист Уильям Джонс (1735–1818) «из Челси» создал почти 1,3 тыс. изображений бабочек и мотыльков, используя образцы 856 видов из коллекций лондонских энтомологов. Среди соратников и поклонников творчества Джонса были датский зоолог Иоганн Христиан Фабриций, один из самых способных учеников шведского ученого Карла Линнея, врач и коллекционер Уильям Хантер (в честь него назван Хантеровский музей в Глазго) и ботаник Джозеф Бэнкс.

Много позже неопубликованный и до начала XX века находившийся в частных руках архив Джонса попал в Оксфордский университет, и его семь томов были объединены в книгу Icones («Иллюстрации»). Бабочки в ней демонстрировали чрезвычайное разнообразие природных видов в эпоху Джонса. Его иллюстрации удивительно точны по форме и цвету, это уникальное сочетание науки и искусства. Впервые эти изображения стали доступны для широкой публики онлайн в 2015 году — теперь же они представлены в бумажном факсимильном издании, которое именуется «Иконотипы: компендиум бабочек и мотыльков».

Iconotypes: A compendium of butterflies and moths. Jones’s Icones Complete/Introduction by Richard I. Vane-Wright. Thames & Hudson; Oxford University Museum of Natural History. 688 c.: 1600 цв. ил. £65. На английском языке
Iconotypes: A compendium of butterflies and moths. Jones’s Icones Complete/Introduction by Richard I. Vane-Wright. Thames & Hudson; Oxford University Museum of Natural History. 688 c.: 1600 цв. ил. £65. На английском языке

Большое научное значение имеет тот факт, что Фабриций в описании 231 вида руководствовался изображениями Джонса (отсюда слово «иконотипы» в названии книги). Среди них — рисунок описанной Фабрицием в 1793 году ямайской эндемичной бабочки «парусник Гомера» (Papilio homerus), одного из всего четырех видов бабочек, в наше время охраняемых международной конвенцией. Превосходно запечатлена бабочка «британский большой аргус», давно вымершая. А еще Джонс изобразил печально известный вид «парусник» (Papilio ecclipsis) — бабочку Линнея, подделку вроде «пилтдаунского человека», — скопировав единственный образец, хранившийся в лондонском Музее естествознания. На самом деле это была изобретательно раскрашенная вручную лимонница, и, когда вскрылось мошенничество, образец был уничтожен самим музеем.

Вступление к книге, написанное бывшим сотрудником лондонского Музея естествознания Диком Вейн-Райтом, усиливает впечатление от иллюстраций. Эта научная статья превращается в увлекательное и всеобъемлющее повествование об эпохе. Тексты других авторов посвящены ранним исследованиям чешуекрылых, их коллекционированию и изображению в XVIII–XIX веках. Идет в книге речь и о вымирании видов по всему миру, причем проблема эта возникла отнюдь не из‑за активности энтомологов. Кстати, сообщение о «бабочках, которых сегодня нельзя встретить на Британских островах», не совсем верно: «клетчатый шкипер» по сию пору живет и здравствует в Шотландии.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+