Если последние два года нас чему-то и научили, так это тому, что давать прогнозы — пустая затея. Но мы все-таки не удержались и попросили нескольких специалистов арт-рынка поупражняться в этом безнадежном деле.
Некоторые темы упоминались неоднократно, в том числе NFT (вот так сюрприз!), сотрудничество внутри индустрии, обеспокоенность объемом выбросов углекислого газа в атмосферу и спекуляция произведениями молодых художников. Ведущие аукционы продолжат работать со все более замысловатыми схемами гарантий, а покупатели из Азии останутся ведущей силой.
Как считает аналитик Андерс Петтерсон из ArtTactic, в новом году мы увидим укрепление позиций США. «Американский арт-рынок находится в авангарде экономического восстановления: в 2021 году более половины (51%) аукционных продаж Sotheby’s, Christie’s и Phillips прошли через Нью-Йорк против 43% в 2020 году». По его словам, в основе этого тренда лежит «отложенный спрос, диверсификация активов и смена поколений на арт-рынке», а также происходящий в США переход капитала от одного поколения к другому — все эти факторы сохранят актуальность и в 2022 году.
По мере распространения штамма «омикрон» растет понимание, что COVID-19 может приобрести эндемичный характер и остаться с нами навсегда. Нью-йоркская галеристка Никола Весселл считает, что, хотя рынок и продолжит процветать, несмотря на инфляцию, «мы будем жить в новом сезонном ритме, связанном с подъемом и спадом волн коронавируса; активность будет повышаться в условиях низкой заражаемости и замедляться с ростом числа заражений».
Хотя уровень заболеваемости и не влияет на NFT (non-fungible token, невзаимозаменяемый токен), 2022 год в этом секторе рынка будет не таким уж гладким. Основатель ClubNFT Джейсон Бейли предсказывает «обвал на рынке NFT», но это его не беспокоит, поскольку, «как показывает практика, на медвежьем (т.е. снижающемся. — TANR) рынке NFT интереснее и оригинальнее». Генеральный директор аукционного дома Christie’s (который с завидной стремительностью отреагировал на тренд, проведя в марте торги Бипла) Гийом Черутти ожидает, что «сообщество NFT и традиционный мир искусства будут пересекаться все больше, что будет способствовать расширению и диверсификации рынка». С ним согласен директор Art Basel Марк Шпиглер, который отметил по горячим следам ярмарки в Майами-Бич: «Пространство NFT станет более интересным — в первую очередь с концептуальной, а не с эстетической точки зрения. Не судите об этой книге по обложке».
Юки Терасе, живущая в Гонконге основательница консалтингового агентства Art Intelligence Global, считает, что NFT «радикальным образом изменят то, как мы потребляем, воспринимаем и делимся искусством, и в значительной мере определять эту новую экосистему и служить ее движущей силой будут новые игроки на рынке, в авангарде которых встанут молодые коллекционеры из Азии». Адвокат Джон Шарплс, специализирующийся на сфере искусства, также отмечает, что сфера NFT становится более зрелой по мере того, как легитимируются «вылазки художников из „традиционного“ мира искусства в сферу NFT, в том числе благодаря запуску новых платформ такими игроками, как Gagosian и Hauser & Wirth». Однако криптовалюты и NFT находятся и в поле зрения законодателей, поэтому растущая зарегулированность умерит ажиотаж.
Все эти факторы ведут к еще большей поляризации мира искусства, который раскололся на поклонников NFT и тех, кто относится к ним скептически, на активных перекупщиков и тех, кто решил понаблюдать за развитием событий со стороны. Бум NFT по большей части завязан на спекуляции: игроки хотят быстро заработать, поэтому их не заботит признание в долгосрочной перспективе. То же самое, но в аналоговой форме происходит с работами молодых живописцев на аукционах, где произведения (в основном фигуративные) художников младше 35 лет уходят за миллионы. Эта тенденция лишь упрочится в 2022 году, а с ней ускорится и текучка у спекулянтов, поскольку спрос на некоторых модных авторов держится один-два сезона, после чего рынок переключается на кого-нибудь другого. «С чего бы им останавливаться? — говорит один лондонский галерист, пожелавший сохранить анонимность. — Это слишком увлекательно. Это как азартные игры, и к тому же это „груминг“ — вот самое подходящее слово. Некоторые художники подходят по всем параметрам: их работы должны прежде всего хорошо смотреться на экране мобильного телефона, что реже случается со скульптурой и абстрактным искусством». К сожалению, это «оставит очень печальный след на их недолгих карьерах».
Параллельно на первичном рынке наблюдается тенденция «купи одну работу, подари вторую [какой-нибудь институции]», когда речь идет о популярных художниках. Она, несомненно, будет сохраняться, пока здесь существуют конкуренция и искусственно поддерживаемый дефицит. А собрания некоторых художественных институций начнут (или продолжат) отражать господствующие на рынке вкусы.
«Сотрудничество» стало одним из самых модных слов в эпоху коронавируса — само по себе намерение похвальное, но нельзя забывать, что рынок строится на принципе иерархии. В этом году мы увидим, удастся ли таким совместным инициативам, как «неиерархичный» Международный союз галерей (International Galleries Alliance), созданный в 2021 году, достичь своих идеалистических целей. В октябре минувшего года, делая объявление о запуске IGA, директор галереи Stevenson Йост Босланд сказал: «Я испытал некоторое разочарование, когда увидел, что прошлогодние возвышенные идеалы отошли на второй план, как только рынок снова оживился». Он надеется, что IGA не станет «всего лишь очередным проектом в Zoom» с нулевым результатом.
Лондонский дилер и основатель Климатической коалиции галерей (Gallery Climate Coalition) Томас Дейн тоже намерен продолжать совместные проекты. «Сотрудничество чрезвычайно важно в мире, который кажется таким разобщенным, — говорит он. — В минувшем году представители мира искусства начали объединяться в борьбе с климатическими проблемами. Я уверен, что эта тенденция будет развиваться, и мы увидим больше ответственности как в коммерческой, так и в государственной сфере».
Уилл Джарвис, один из основателей лондонской галереи Sunday Painter, также ожидает, что «движение в направлении более экологически устойчивых практик продолжится», а Черутти заверяет, что Christie’s «будет и впредь выполнять взятые на себя обязательства в области устойчивости, приближаясь к своей цели — достичь углеродной нейтральности к 2030 году». (Циники, впрочем, вспомнят, с каким энтузиазмом в декабре многие бросились в самолеты, чтобы попасть на нью-йоркские аукционы и на Art Basel в Майами-Бич.)
Джарвис добавляет, что мир искусства, на его взгляд, все больше демократизируется, поэтому актуальность не потеряет тема разнообразия и инклюзивности. Но к этому разговору необходимо добавить вопрос о доступности. Например, многие ли галереи и аукционные дома оборудованы для передвижения на коляске?
Немало экспертов настроены философски. По словам владельца чикагской галереи Patron Эмануэля Агилара, последние два года были периодом размышлений, что «отразилось на коллекционерах и индустрии, поэтому в центре внимания останется осмысленное искусство, которое стоит вложенных в него усилий». Тренды всегда будут существовать, «но впервые за долгое время я верю, что мир искусства сосредоточится не на моде, а на сути и замысле; по крайней мере на это есть надежда». Что касается планов Агилара на 2022 год, то они, пожалуй, подошли бы многим из нас: «Чаще смотреть на океан, съесть побольше немецких колбасок, посетить больше церквей и музеев и чаще встречаться с друзьями за коктейлем».