18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Долгожданная ретроспектива Георга Базелица проходит в Центре Помпиду

Георг Базелиц. «Большие друзья». 1965. Фото: Museum Ludwig, Cologne
Георг Базелиц. «Большие друзья». 1965.
Фото: Museum Ludwig, Cologne
№98, февраль 2022
№98
Материал из газеты

Большая выставка немецкого классика современного искусства, начинавшего карьеру в ГДР и позже прославившегося своими экспрессивными картинами, дает возможность посмотреть на его творчество свежим взглядом

Творчество Георга Базелица (р. 1938) непросто воспринимать, в том числе потому, что оно обросло жесткой броней героических мифологем. Поэтому возможность посмотреть на него свежим взглядом в эпоху, когда живопись столь обильна и захватывающе разнообразна, особенно радует.

Георг Базелиц в своей студии. 2021. Фото: Christoph Schaller
Георг Базелиц в своей студии. 2021.
Фото: Christoph Schaller

Ранние годы играют чрезвычайно важную роль в героическом мифе Базелица, который при рождении получил имя Ханс-Георг Керн. Его отец был учителем и убежденным нацистом. Юный Ханс-Георг собственными глазами видел руины Дрездена спустя всего неделю после бомбардировки города союзниками. Широко известно высказывание Базелица о том, что он рос посреди «разрушенного порядка, разрушенной местности, разрушенных людей, разрушенного общества». В 1956 году он поступил в Высшую школу изобразительного искусства в Восточном Берлине, но не принял доктрину ее преподавателей. Художник рассказывает, что, хотя из Западной Европы в ГДР просачивалось очень мало модернистского искусства, ему все же удалось изучить творчество Пабло Пикассо достаточно глубоко для того, чтобы использовать его живописный язык в собственных ранних экспериментах. В результате его отчислили, в 1958 году он перебрался в Западный Берлин (за три года до строительства стены) и в честь родного городка взял псевдоним Базелиц. Он познакомился с абстрактным экспрессионизмом (особенно ему понравились Джексон Поллок, Виллем де Кунинг и Филип Гастон), но доминировавшая в то время европейская абстрактная живопись его мало привлекала. Кроме того, важнейшую роль в формировании Базелица как художника сыграли поездки в Париж и Амстердам, где он увидел работы Теодора Жерико и Хаима Сутина, Жана Дюбюффе и Анри Мишо. Это заложило основу последующего творчества.

Превосходны ранние брутальные картины Базелица, изображающие стопы. Отсылки к мясу Сутина и эскизам отрубленных конечностей, которые делал для «Плота „Медузы“» Жерико, очевидны, но в то же время невозможно не сравнить их с ногами Гастона, написанными несколькими годами позднее.

Вид выставки Георга Базелица в Центре Помпиду. Фото: Bertrand Prévost/Centre Pompidou
Вид выставки Георга Базелица в Центре Помпиду.
Фото: Bertrand Prévost/Centre Pompidou

Самые скандально известные произведения Базелица — «Большая ночь в бадье» (1962–1963) и «Обнаженный человек» (1962). Их показ в галерее Werner & Katz на бульваре Курфюрстендамм в Берлине в 1963 году привел к судебному разбирательству и конфискации картин как непристойных. После скандала в 1965 году художник отправился во Флоренцию, и с тех пор в его творчество вошла одержимость итальянскими маньеристами: он захотел взять все изгибы и искажения этого течения и соединить их с наивной грубостью. Именно тогда он написал ряд своих лучших полотен. Серия получила известность под названием «Герои», но на самом деле она бесконечно далека от героического в общепринятом понимании.

Следующими шагами после утрированных тел стали фрагментация и переворот. Знаменитый перелом в творчестве Базелица, его переход в 1969 году к перевернутым образам, представлен на выставке как практически неизбежный. Сначала вы видите картины из серии «Разломы», написанные им в период жизни в сельской местности. Самые ранние перевернутые изображения, сделанные по фотографиям, свидетельствуют о свободе, которой Базелиц, по его собственным словам, добился, играя с разнообразными мотивами и стилями. Последующие залы рассказывают, как он оттачивал технику перевернутой картины, усиливая абстрактность и все больше упрощая подход к изображению фигур. В этот период он жил в замке в Нижней Саксонии, создавая произведения, принесшие ему славу во время бума неоэкспрессионизма в начале 1980-х.

Скульптуры «Женщины» Георга Базелица. Экспозиция в Центре Помпиду. Фото: Bertrand Prévost/Centre Pompidou
Скульптуры «Женщины» Георга Базелица. Экспозиция в Центре Помпиду.
Фото: Bertrand Prévost/Centre Pompidou

Если в ранних картинах Базелица очевидна тонкая работа с источниками, то его скульптуры, вызвавшие скандал в павильоне Германии на Венецианской биеннале 1980 года из-за того, что в позе «Модели для скульптуры» (1979–1980) угадывалось нацистское приветствие, выдают поверхностное понимание африканской скульптуры, которую художник коллекционирует. А дебри 1990–2000-х, когда Базелиц теряет нить, перерабатывает собственное творчество и в целом толчет воду в ступе, кураторы мудро резюмируют всего в паре залов.  

Центр Помпиду
«Георг Базелиц. Ретроспектива»
До 7 марта

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+