Путешествуют люди по свету с разными целями, и резонным выглядит соображение, что эти цели могут быть положены в основу специализированных путеводителей. Изобразительное искусство в целом, музеи, галереи, художественные студии и мастерские — та сфера туристических интересов, которая заслуживает отдельной навигации. Что и реализует на практике, уже несколько лет, коллекционер и арт-менеджер Марина Добровинская. Свежий гид под названием «Арт-Москва» — не первый в ее издательском проекте; уже выходили «Арт-Париж», «Арт-Берлин», «Арт-Токио» и еще несколько наименований, образующие целую линейку. Все они выпущены в характерном дизайне, проиллюстрированы не дежурными видовыми фотографиями, а произведениями графики или живописи (в случае Москвы это работы Владимира Дубосарского и Александра Виноградова). Важной особенностью серии служит еще и то, что среди рекомендуемых адресов не только общеизвестные, но и «секретные», доступные для посещения лишь при наличии персонального «пропуска». В итоге получается не банальный бедекер, а «лимитированный, пронумерованный, именной арт-объект», как охарактеризовала московское издание во вступительном слове к нему Марина Добровинская.
Другие предисловия написаны директорами музеев — ГМИИ имени А.С.Пушкина (Марина Лошак) и «Гараж» (Антон Белов), а также учредителем фонда In аrtibus Инной Баженовой. Все эти институции в гиде, разумеется, представлены — как и многие другие. Причем описательных очерков удостоены не только постоянно действующие «стационары», но и периодические события вроде ярмарки Cosmoscow или Международной биеннале молодого искусства. В таких случаях, конечно, возможность визита целиком зависит от календаря, зато все остальное, как правило, круглогодичное.
И это не обязательно места, подпадающие под классическое определение слова «арт». Главные столичные музеи и значимые галереи соседствуют здесь с учреждениями не столь популярными в массах, иногда даже укромными, но все же напрямую относящимися к искусству, к его созданию, демонстрации или дистрибуции. А вот в других разделах книги понятие «арт» раздвигается по разным осям координат: и гастрономической, и отельной, и магазинной. Целевая аудитория в путеводителе явным образом не обозначена, но из контекста, в том числе из подбора ресторанных и гостиничных адресов, понятно, что подразумевается «средний класс», а то и upper. Однако понятно и то, что издательница в таких вопросах исходит из собственных вкусов и представлений, формируя для читателей гида что-то наподобие культурной и обиходной среды — в надежде, что те полюбят и среду, и город, и его искусство.