Пандемия радикально изменила московский ландшафт современного искусства. После череды локдаунов и введения новых правил посещения музеев в прошлом году — только по QR-коду — резко сократилось число посетителей, многие частные галереи перешли на режим работы по предварительной записи, а кто-то закрылся совсем. Из-за высокой аренды и выгорания приостановили деятельность многие независимые организации. Тем не менее в Москве успело появиться несколько новых self-run, то есть возникших по инициативе художников, пространств. Мы выбрали пять независимых экспериментальных арт-площадок столицы, которые открылись в последние два года.
Переведеновский пер., д. 18, стр. 3
«Бомба» открылась в октябре 2020 года в бывшем бомбоубежище — в подвале Центра творческих индустрий «Фабрика». Галерея является независимой выставочной площадкой и личной инициативой группы художников: Александра Баталова, Дианы Галимзяновой, Натальи Тимофеевой и Анны Третьяковой. Отбор проектов осуществляется коллегиально.
«Организация пространства в бомбоубежище связана с желанием работать за пределами white cube. Во-первых, аутентика подвала дает достаточно широкие возможности для экспериментов и репрезентации работ; во-вторых, место диктует формат художественного высказывания — нужно подстраиваться под высоту потолков и руинизированную атмосферу в целом. Ну и в-третьих, внешняя, связанная с пандемией истерия и тотальная цифровизация: без QR-кода мы не можем себе позволить свободного передвижения и вынуждены подстраиваться под эти условия. Все это повлияло на желание создать открытое место, но при этом мимикрирующее под убежище от внешних угроз», — рассказала нам Наталья Тимофеева.
За два года в галерее прошло 16 выставок, в том числе лауреатов альтернативной премии Tretyakovprize Юлии Кривозубовой и Павла Соловьева. В планах — развивать направление аудиоинсталляционных практик, саунд-арта и перформансов. Среди выставок ожидаются инсталляции группы Pomidor, Альберта Солдатова, Сергея Карева и Ильи Колесникова, Миши Блосяка.
Электрический пер., д. 8, стр. 4
Галерея «Новая искренность» основана в марте 2020 года молодым куратором Евой Рондо в Электрическом переулке на «Белорусской». Это уже второй независимый проект Рондо, который вырос из арт-пространства «Пустое место», открытого ею в 2018-м на территории завода «Серп и молот».
«В сентябре 2019 года я нашла объявление о сдаче подвала в жилом доме около метро „Белорусская“. Помещение было в неплохом состоянии, не хватало только белых стен и хорошего освещения. Все это получилось осуществить примерно за три месяца. Уже в марте 2020 года открылась первая выставка, как раз с моей коллекцией работ молодых художников. А через полгода напротив нашего дома возник арт-кластер бывшего завода „Фазотрон“», — вспоминает Рондо.
Ева Рондо выстраивает выставочную политику в противовес принятым правилам и проводит опен-колы для художников, а для некоторых проектов принимает работы без отбора. «Главная задача проекта заключается в совмещении новейших кураторских практик с интересами художников, исследование художественных языков нового поколения», — говорится на сайте галереи.
В «Новой искренности» проходят персональные выставки как совсем юных и малоизвестных авторов, так и признанных мастеров. В марте прошлого года здесь состоялась выставка IGO Алисы Горшениной, чьи работы выставлялись в музее «Гараж», Новой Третьяковке и на ВДНХ. Помимо произведений самой уральской художницы, в экспозиции были представлены объекты, созданные совместно с ее семьей. Кроме выставок в галерее действуют мастерские для художников.
В 2021 году «Новая искренность» приняла участие в ярмарке современного искусства Cosmoscow, а в будущем планирует наладить постоянный обмен выставками с зарубежными галереями.
Пр-д Энтузиастов, д. 5, стр. 1, этаж 5
Арт-объединение «ИП Виноградов» открылось в конце декабря 2020 года на заводе «Энергоремонт» в районе метро «Авиамоторная» по инициативе группы художников, в том числе Миши Гудвина из Воронежа и Ромы Казуса из Владивостока.
«Идея самоорганизации появилась у нас с Мишей Гудвиным после резиденции „Открытые студии“ „Винзавода“. Хотелось найти помещение под мастерские и отдельный выставочный зал, чтобы демонстрировать свои работы и дать площадку другим художникам. Я нашел подходящий вариант на старом заводе. Как обычно бывает при коммерческой аренде, договор нужно было заключать с юрлицом. А так как у художников редко бывает собственное юрлицо, я попросил друга оформить договор через его ИП. Первым посетителям мы сообщали, чтобы на проходной говорили, что идут в ИП Виноградов. В какой-то момент родилась идея так и назвать объединение», — рассказал Казус. При выборе места художники руководствовались доступностью аренды и помещения.
После закрытия центра «Красный» и институализации галереи «Электрозавод» «ИП Виноградов» стало местом притяжения для молодых художников, нуждающихся в заряде и общении во время пандемии. Самоорганизация функционирует по принципу artist run space, то есть управляется коллективно советом из семи художников-резидентов и двух членов организации без постоянной мастерской.
«ИП Виноградов» состоит из двух больших мастерских и выставочного зала. В советское время в мастерских располагался кабинет директора завода «Энергоремонт» (ранее — «Электроремонт») и его заместителя, а в центральном холле сидел секретарь. Арендовав помещение, художники ограничились косметическим ремонтом, но поменяли проводку, собрав средства через Instagram.
За два года в «ИП Виноградов» прошло семь выставок. Сейчас в мастерской идет дебютная выставка московского художника Алексея Бевза.
Пр-д Энтузиастов, д. 5, стр. 1, этаж 4, офис 48
Еще одна галерея на территории завода «Энергоремонт» — Spas Setun — основана художником Виталием Безпаловым осенью 2021 года. Spas Setun показывает экспериментальные проекты российских и международных художников, а также специализируется на современной музыке.
«Идея создания пространства Spas Setun существовала давно и была во многом связана с деятельностью проекта Tzvetnik, сооснователем которого я являюсь вместе с моей коллегой Натальей Серковой. Весь прошлый год мы курировали выставочную программу в московской галерее Issmag. Также до этого мы организовывали выставочные проекты в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Берлине, Вене и других городах. Накопленный опыт и интерес к этой деятельности просил выхода, и я решил открыть отдельное пространство, тем более что из-за пандемии международная активность и работа немного пошли на спад», — рассказал Безпалов.
Доступность аренды стала главной причиной открыть галерею на территории завода «Энергоремонт» на «Авиамоторной». Помещение — бывший офис кол-центра такси — досталось Безпалову в непригодном состоянии, и ему пришлось делать капитальный ремонт, который еще не закончен. «К примеру, не так давно я отциклевал старый советский паркет, поменял плинтусы, электрику и выровнял стены. Дальше я планирую постепенно заниматься потолком, окнами и светом», — поделился художник.
С момента открытия в галерее прошло пять выставок. На первой выставке «Олимпийские надежды» был представлен молодой болгарский художник Николай Георгиев, который живет в Париже. Его работы исследуют социально-политическую ситуацию в Болгарии после развала СССР через исторические архивы и нойз-музыку.
Выставочный план Spas Setun сформирован до осени 2023 года и включает две групповые выставки в год и ежемесячные презентации художников со всего мира. Сейчас в листе стоят выставки художников и художниц из Австралии, Армении, США, Венгрии, Германии, Дании, Канады, России и Украины. Безпалов намерен в будущем превратить Spas Setun в настоящую галерею, а также хочет активно принимать участие в небольших ярмарках в Европе. На годовщину открытия художник собирается опубликовать книгу с прошедшими за год выставками и выпустить ограниченную серию вин в коллаборации с небольшой российской винодельней.
До 11 февраля в Spas Setun открыта выставка художника, куратора и преподавателя Школы Родченко Романа Минаева «Моя выставка открывается сегодня вечером! Ты будешь там, правда?».
Малая Грузинская ул., д. 54, этаж 1 («бюро пропусков»)
Недалеко от Белорусского вокзала, на Малой Грузинской, в здании бывшего завода авиационных приборов «Фазотрон» осенью 2020 года студенты и выпускники московских арт-школ — «Среды обучения», Школы дизайна НИУ ВШЭ и Британской высшей школы дизайна — открыли самоорганизованное пространство под названием галерея «22».
«Идея самоорганизоваться была естественной для инициативной группы сообщества, выпускников факультета современного искусства Высшей школы „Среда обучения“. После защиты диплома мы по совету наших преподавателей решили самоорганизоваться, так как вместе проще, интереснее и продуктивнее реализовываться в качестве художников. Впоследствии к нам присоединились не только выпускники, но и студенты школы, а также несколько художников и художниц из других московских арт-школ. Мы нашли несколько вариантов помещения: в НИИДАР, на Бережковской набережной и в новом тогда арт-кластере „Электрические мастерские“. Последний вариант оказался наиболее приемлемым по территориальной и экономической доступности», — рассказала Ирина Гулякина, одна из участниц сообщества.
Сейчас галерея «22» переехала в другое здание бывшего завода «Фазотрон» и соседствует с фондом «Сфера» и галереей «Электрозавод». На данный момент участники сообщества заканчивают ремонт и планируют открыться выставкой Кости Байдакова.
Сообщество состоит из 26 художников из разных городов России, Украины и Израиля. За два года в галерее прошло 14 выставок, и скоро будут объявлены результаты опен-кола на участие в проекте «Парадоксы эволюции». Выставка на тему эволюции и будущего человечества готовится галереей совместно с Государственным Дарвиновским музеем.
На сайте галереи можно приобрести работы художников-резидентов — от яркой сюрреалистической живописи Светланы Бахаревой до монохромных объектов Артема Мунтяна.