Триггером к тому, чтобы некоторые художники решили бойкотировать выставку Diversity United («Многообразие. Единство»), стало открытие 28 января выставки французского художника Бернара Вене в новом выставочном пространстве — берлинском Кунстхалле в историческом аэропорту Темпельхоф. С 2008 года аэропорт не используется по прямому назначению. Несколько лет назад Foundation for Art and Culture — частный, базирующийся в Бонне фонд под управлением куратора Вальтера Смерлинга — получил здание в пользование минимум на два года для проведения выставок.
Движение «Бойкот берлинского Кунстхалле» выступило с заявлением, которое цитируют ведущие мировые издания по искусству, такие как ARTnews и The Art Newspaper. Протестующие считают, что куратор Вальтер Смерлинг «не пользуется поддержкой берлинских художников и деятелей культуры в целом». А за выставку Diversity United, которая была показана в пространстве аэропорта Темпельхоф летом 2021 года, «художники не получили гонорара, несмотря на то, что организаторы отхватили жирный миллион государственных субсидий от Министерства иностранных дел».
Некоторые художники недовольны, что выставка получила поддержку бывших немецких чиновников, таких как Армин Лашет, которого критикуют за мягкое отношение к современной России, и Герхард Шрёдер. Издания утверждают, что по меньшей мере 9 из 90 участников «Многообразия. Единства» — Яэль Бартана, Мартина Вачева, Александра Доманович, Констан Дюлларт, Катя Новичкова, Ахмет Огют, Дан Пержовски, Агнешка Польска и Мона Хатум — отказались от участия в выставке. Каким образом этот отказ оформляется (отзыв работ из Москвы, нежелание участвовать в выставке в Париже), не сообщается. Кроме того, художник Джанер Текер отказался от премии для начинающих художников, которую вручает Foundation for Art and Culture.
В электронном письме ARTnews Смерлинг написал: «Я не понимаю бойкота. Бойкот — это не решение ни для кого. Решение в том, чтобы найти общие пути. Должны быть возможности для частных, публичных и совместных выставок. Кстати, я нахожу это в высшей степени неуважительным и недостойным, когда художники хотят помешать другим художникам быть замеченными».
«Получается, что претензия к Diversity United состоит в том, — далее приводит аргументы Вальтер Смерлинг, — что проект наводит мосты с помощью искусства, открывает возможности для диалога там, где все остальное терпит неудачу. Может, именно поэтому Министерство иностранных дел и президент Федеративной Республики Германия, полностью осознавая, кто является патронами выставки, поддерживают ее».
В упрек организаторам выставки ставится и то, что все десять кураторов и спонсоры «были белыми».
Организация «Бойкот берлинского Кунстхалле» считает, что «выставка отправилась в Россию с явного одобрения президента Владимира Путина», что, по всей видимости, расценивается ими как отягчающее обстоятельство. Наверное, если бы они знали, с каким воодушевлением проект был встречен в Москве, они бы как минимум не были столь категоричны. В конце концов, выставка делается не для президентов, а для ценителей современного искусства, которые по разным причинам, в том числе из-за ковида, лишены возможности путешествовать по миру.