18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Дизайн сегодня»: идеи становятся вещами, а вещи — идеями

Фабио Виале. «Сувенирная Джоконда». 2009. Фото: GalleriaPoggiali
Фабио Виале. «Сувенирная Джоконда». 2009.
Фото: GalleriaPoggiali
№98, февраль 2022
№98
Материал из газеты

Обзор современного мирового дизайна, предложенный в книге Марии Савостьяновой, стремится не упустить из виду ни одного значимого явления или тренда. Имена, институции, объекты, векторы развития — все это уместилось под одной обложкой

Что такое технокрафт, кто такие чейндж­мейкеры, как сочетаются вручную сплетенные кружева и 3D-прин­теры, как уникальное возникает из вторсырья и многое-многое другое, связанное с проектированием окружающего нас материального мира, можно найти в книге Марии Савостьяновой «Дизайн сегодня».

На читателя, открывшего компактный томик, обрушивается лавина идей, изобретений и, конечно, удивительных предметов, от мебели и светильников до целых зданий, а также трудно поддающихся классификации созданий дизайнерского гения. Это, например, «Лестница троллей» — произведение архитекторов из норвежского бюро Reiulf Ramstad Arkitekter, которых автор аттестует как «законодателей мод в области viewpoint», то есть людей, творчески обустраивающих видовые туристические точки. Или «летающие КамАЗы» Владимира Пирожкова — чуть ли не единственного россиянина, ставшего мировой звездой современного дизайна. Его авантюрной биографии посвящена отдельная главка. Дизайнер родом из Свердловска на свой страх и риск отправился в Европу и добился успеха в ведущих автомобильных концернах, чтобы потом вернуться на родину и придумывать футуристические проекты для «Роснано». (Другим русским дизайнерам тоже нашлось место в книге, и это героическая попытка вписать их в мировой контекст.) Современная роль дизайнера (автор также использует слово «проектировщик») — не только как человека, создающего обыденные предметы, но и как визионера и философа — описана в первой главе «Проектируя будущее».

Огромный объем информации, содержащейся в книге, разложен по полочкам-главам и четко структурирован. В каждой главе, посвященной той или иной проблеме, будь то новые материалы или непростая ситуация с фейками, содержатся и краткий исторический экскурс, и мысли ведущих теоретиков, и конкретные примеры, подкрепленные картинками. Набор иллюстраций заслуживает отдельного «браво»! Мария Савостьянова, журналист, 20 лет обозревавший все новинки дизайна в журнале Interior + Design, хорошо знает, как правильно организовать и подать свои мысли. Со многими героями книги она знакома лично, и, хотя здесь нет и намека на панибратство, эта вовлеченность в процесс, знание деталей и нюансов, выраженное, в частности, в виде сносок на полях с необходимыми источниками и отсылками, заслуживают доверия и уважения.

Мария Савостьянова. «Дизайн сегодня». М.: Музей современного искусства «Гараж», 2021. 288 с.
Мария Савостьянова. «Дизайн сегодня». М.: Музей современного искусства «Гараж», 2021. 288 с.

Основой книги стал цикл лекций, прочитанный Марией Савостьяновой в музее «Гараж», и для людей, у которых современный дизайн ассоциируется лишь с набором знаковых предметов из мебельных салонов вроде прозрачного пластикового стульчика Филиппа Старка, эта книга будет настоящим откровением. Автор не просто рассказывает о самых ярких сенсациях дизайнерского мира последних лет, но и объясняет, как это сделано. Что очень увлекательно. Приведем лишь несколько примеров.

Большое место в книге занимают находки нидерландских дизайнеров, и это не случайно: город Эйндховен стал Меккой современного дизайна благодаря прозорливой политике местных властей, предложивших превратить бывшие корпуса Philips в студии для дизайнеров. Там же находится Академия дизайна и проводится биеннале. Из важнейших фигур в книге упомянут Пит Хейн Эк, сделавший вторичную переработку основой своего производства. Все изделия его фабрики созданы из старых досок, люстр и прочего вторсырья, получающего новую жизнь. И это важнейший тренд современности. Его соотечественник Марсель Вандерс иллюстрирует направление «технокрафт». «Издали кажется, что все интерьеры плотно покрыты делфтской плиткой, старинными коврами, причудливыми витражами, ручной росписью, вышивками, кружевами и так далее. Лампы, кресла, стулья перенеслись то ли из антикварной лавки, то ли из какого-то головокружительного сна, где над ними поработали мириады вышивальщиц, стекольщиков, художников. Но все это сделано машинным способом», — пишет об этой звезде, удостоенной персоналки в Стеделейк-музее, автор книги.

Есть еще удивительные примеры: светильники «Хрупкое будущее», где использованы настоящие одуванчики, хитро законсервированные художниками студии Drift, или образец «перформативного дизайна» — часы «Настоящее время» Мартена Баса. Их можно видеть в амстердамском аэропорту Схипхол. На циферблате появляется фигурка (это сам автор), которая шваброй стирает стрелки часов и рисует их новое положение, — завораживающее зрелище, на грани дизайна и современного искусства. Не зря Мария Савостьянова такие объекты собрала в целую главу «Дизайн для музеев».

География книги обширна. Тут, конечно, присутствует Миланский салон, сопоставимый для дизайнерского мира с Венецианской биеннале, тут и Сингапур, и Китай — как фабрика, адаптирующая изыски для массового производства. Тут есть и минимализм, и желание быть ближе к природе, и высокотехнологичные наряды Ирис ван Херпен, созданные в содружестве с программистами и учеными. Чего только нет! В какой-то момент возникает желание сказать: «Горшочек, больше не вари!», — так много всего, что нужно переварить и обдумать. Плотность информации, которой с нами делится автор, понятна: это багаж 20 лет наблюдений и размышлений. Хочется почитать более развернутые истории по каждой из затронутых в книге тем. Но это потом, а сейчас такой блистательный дайджест самого важного — ровно то, что нужно для понимания, что такое дизайн сегодня. Учитывая, что и российские музеи озаботились наконец рассмотрением дизайна как особой области художественного творчества, появление книги с ориентирами оказывается очень кстати. 

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+