Как рассказала на пресс-конференции в ТАСС директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, на этот год музей запланировал проведение 26 выставок в Москве, 35 в регионах, а также восьми проектов за рубежом, в том числе выставки Василия Кандинского в Риме и показ Таира Салахова в Венеции во время Венецианской биеннале.
Выставка Салахова Petroleum в Ка’Фоскари, в которую войдут 50 произведений 1950–2000-х годов, завершит трехчастный цикл, посвященный художникам «сурового стиля», участвовавшим в биеннале 1962 года. Ранее в Венеции показали ретроспективы Виктора Попкова «Сон и реальность» (2014) и Гелия Коржева «Назад в Венецию» (2019).
Татьяна Карпова, замдиректора Третьяковки, рассказала, что после завершения выставки «Михаил Врубель» на Крымском Валу откроется выставка Генриха Семирадского «По примеру богов» (28 апреля — 21 августа). Созданию этой выставки предшествовала шестилетняя совместная работа с польскими коллегами — составление каталога-резоне. По словам Карповой, в этом издании к изучению работ художника ученые обеих стран (на момент жизни Семирадского — единой) подошли на новом уровне. Экспозиция дополнена картинами его современников, работавших в той же манере позднего академизма, — Бакаловича, Сведомского, Бронникова, других мастеров. «Также мы включаем произведения ряда современных художников. Фотопроект Тимофея Парщикова Times New Roman, многоканальную видеоинсталляцию группы AES + F „Пир Трималхиона“, работы художников Новой академии. Они вступят в диалог с произведениями Семирадского. Будут и настоящие античные вещи — вазы, скульптуры, преимущественно из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина», — добавила Карпова. По ее словам, таким образом в выставке Семирадского будут проанализированы различные волны обращения к Античности и «это будет сложный многослойный проект, не замкнутый, а открытый в наше время».
Вторым разделом выставки будут произведения Семирадского на евангельские темы. «Например, мы покажем его работы для храма Христа Спасителя, фрагменты фрески „Тайная вечеря“, которая была крайне популярна и воспроизводилась во множестве русских церквей», — добавила Карпова. В Москву приедут произведения художника из Русского музея, где находится самое большое его собрание, а также еще из дюжины российских музеев, из стран ближнего зарубежья и частных коллекций.
Практически одновременно в Инженерном корпусе будет открыта выставка финского художника Аксели Галлен-Каллела «Северная сага» (14 апреля — 14 августа). Любопытно, что и он, как Семирадский, был подданным Российской империи, проживая на позже отделившихся территориях, так что не чужд нам. Однако это будет его первая крупная выставка в России (лишь в 1968 году в Эрмитаже его показывали, но не в таких количествах и совместно с Пекка Халоненом). Как рассказывает Карпова, «эта выставка является продолжением нашего проекта, посвященного Северной Европе, в рамках которой мы уже показали Мунка. Теперь вторая фаза этого проекта. Основным партнером Третьяковки при создании этой выставки стал Атенеум в Хельсинки, который как раз сейчас очень удачно закрылся на небольшую реконструкцию, поэтому мы получили крайне редкую возможность получить работы из постоянной экспозиции». Также приедут работы из других финских музеев и частных собраний. Центральное место на выставке займут работы художника, связанные с эпосом «Калевала», в Инженерном корпусе смогут собрать практически все главные работы этого цикла. Выставка будет дополнена работами других художников, также писавших северную природу — ту же Карелию, что и Галлен-Каллела, — только российскими. В частности, это будут Серов, Рылов, Рерих, Архипов, в диалоге с которыми финский живописец раскроется по-новому. Большой вклад с этой стороны в выставку внес Музей изобразительных искусств Республики Карелия.
Сергей Фофанов, старший научный сотрудник отдела новейших течений Третьяковской галереи, рассказал об открытии выставки «Индия! New Art» (27 мая — 18 сентября), которое ожидалось еще до начала локдауна. «Мы эту выставку уже один раз анонсировали, но ее пришлось отложить. Это дало повод нам подумать еще лучше и отобрать еще более интересные предметы», — сказал Фофанов, сокуратор проекта. Он напомнил, что после обретения независимости в середине ХХ века Индия прошла очень сложный путь, и то искусство, которое определяет ее сегодня, сформировалось за последние 15 лет. «Это вдруг не традиционное искусство, а уникальное современное. Мы будем представлять всех главных современных художников Индии. Это более 60 авторов, причем в основном масштабные пространственные инсталляции. Ничего подобного в мире никогда не было показано, даже в Индии. Разве что можно назвать венецианский павильон в 2019 году — такой микровариант. Индусы сами выбрали Россию, Москву, Третьяковку как ту площадку, где они хотят показать ретроспективу своего искусства, срез всех главных имен. Это „выставка мечты“. Здесь будет, например, Бхарти Кхер и ее слон „Кожа говорит не на своем языке“ (2006), Джитиш Каллат и „Сопроводительное письмо“, которое стало сенсацией биеннале-2012 (это инсталляция, посвященная довоенному письму от Ганди к Гитлеру), Шилпа Гупта и „Не могу говорить на вашем языке“», — перечислил Фофанов, добавив, что эта огромная выставка стала для музея вызовом и позволила лучше узнать, как экспонировать современное искусство.
Ольга Атрощенко, заведующая отделом живописи второй половины XIX — начала XX века, раскрыла подробности выставки «Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения», которая пройдет на двух этажах Инженерного корпуса (13 октября — 26 февраля). Она будет отличаться от его же ретроспективы в Русском музее, так как в Петербурге его показывали исключительно как живописца. Третьяковка же, директором которой был Грабарь, покажет его сразу в нескольких ипостасях — еще и как реставратора и чиновника (в первую очередь — главу музея). На выставке будет представлено художественное, литературное и научное наследие Грабаря.
Наконец, в завершение года в Новой Третьяковке начнет работу выставка «Искусство и мода. Русская нить» (12 декабря — 9 апреля), куратором которой стала Алена Долецкая. О проекте рассказала Трегулова: «Это сложнейший иммерсивный проект, идущий еще с 2016 года. Мы начали его еще с ныне покойным Мартином Ротом, тогда директором Музея Виктории и Альберта. Позже проект модифицировался. Мы продолжили работу над ним с кураторами из этого музея, хранителями». В итоге это огромный и сложный международный проект, в котором принимают участие важнейшие музеи России и мира, а также исторические коллекции знаменитых мировых брендов (Chanel, Dior, John Galliano, Jean Paul Gaultier, Hermès и проч.).
«Мы говорим в нем о влиянии русского искусства на развитие мировой моды. Мы не будем показывать отечественную моду, только зарубежную», — сказала Трегулова. Она подчеркнула, что это будет не игрой в ассоциации, а настоящим научным исследованием: «Мы говорим не о „похожести“, а проводим исследования, находим документальные свидетельства, высказывания модельеров, подтверждающие, что они вдохновлялись именно русскими мотивами».
Проект объединит шедевры русской живописи, графику и театральный костюм с творениями современных модельеров, фотографиями, съемками показов. «Все это вместе будет существовать как единое пространство, попадая в которое ты, надев наушники, проходишь по всему маршруту, как это было на знаменитой выставке Музея Виктории и Альберта про Дэвида Боуи. Ты останавливаешься перед экспонатом — в наушниках будет включаться конкретный начитанный текст или мелодия. Мы попросили Габриэля Прокофьева сделать саундтрек или подобрать музыку», — рассказала Зельфира Трегулова об интригующем замысле будущего проекта.