18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Удачно села: история одной мухи на картине Дюрера

Альбрехт Дюрер. «Праздник венков из роз». Копия. Около 1600. Фото: Kunsthistorisches Museum, Vienna
Альбрехт Дюрер. «Праздник венков из роз». Копия. Около 1600.
Фото: Kunsthistorisches Museum, Vienna
№98, февраль 2022
№98
Материал из газеты

Неожиданная деталь обнаружилась на работе с выставки «Путешествия Дюрера. Странствия художника эпохи Возрождения», проходящей в Национальной галерее в Лондоне

На выставке в лондонской Национальной галерее на ранней копии алтарной картины Альбрехта Дюрера «Праздник венков из роз» можно увидеть тщательно выписанную муху. Большинство посетителей не обращают внимания на это насекомое, но, однажды заметив, «развидеть» его уже невозможно.

Муха находится почти в центре композиции — сидит на ткани, покрывающей колени Богородицы, как раз между младенцем Христом и императором Священной Римской империи Максимилианом I. Насекомое написано в натуральную величину, тогда как люди на картине примерно вполовину меньше. Поэтому получается, что Дюрер изобразил муху так, будто она села на поверхность картины.

Копию алтарной композиции на лондонскую выставку, проходящую до 27 февраля, предоставил Музей истории искусств в Вене. Оригинал, которого нет на выставке, датируется 1506 годом и был написан во время путешествия художника в Венецию. Алтарь, возможно, был поврежден при переправке через Альпы в Прагу 100 лет спустя либо в ходе Тридцатилетней войны — в какой-то момент он утратил значительную часть красочной поверхности. Панель, которая сейчас хранится в Национальной галерее в Праге, с XVII века несколько раз серьезно реставрировали. Так что там муха давно исчезла: либо просто отслоилась, либо реставраторы замазали ее, посчитав неуместной. А возможно, что на копию она была добавлена позже.

Но точно известно, что Дюрер действительно изобразил насекомое на картине. В стихотворении, написанном через год после завершения работы над произведением, его описывают как «живописца дерзкой мухи». Ольга Коткова, куратор отдела живописи пражской Национальной галереи, убеждена, что муха на оригинале была. Копия алтарного образа, на которой насекомое сохранилось, датируется примерно 1600 годом и была написана непосредственно с оригинала.

Альбрехт Дюрер. «Праздник венков из роз». Копия. Около 1600. Фрагмент. Фото: Kunsthistorisches Museum, Vienna
Альбрехт Дюрер. «Праздник венков из роз». Копия. Около 1600. Фрагмент.
Фото: Kunsthistorisches Museum, Vienna

Может показаться кощунством, что какая-то муха сидит почти посередине между ногами младенца Христа и сложенными в молитве руками императора. Так откуда же она там взялась? Сьюзен Фойстер, куратор лондонской выставки, выдвинула две версии. Во-первых, это может быть символ смертности или зла, во-вторых, попытка привлечь внимание к мастерству художника. Учитывая бесспорный талант Дюрера и его огромную уверенность в себе, вполне можно предположить, что муха служила рекламой его мастерства и искусного обращения с кистью. Но на церковном алтаре муху можно было увидеть только с близкого расстояния, поэтому, скорее всего, большинство прихожан ее просто не замечали.

Насекомое художник намеренно изобразил между Христом и императором. Если это символ смертности, то муха может быть отсылкой к будущему распятию. Однако мухи не самые приятные существа и часто ассоциируются с нехорошими вещами, так что это объяснение едва ли выдерживает критику. Возможно, Христос собирается раздавить насекомое ногой, что символизирует, таким образом, победу над злом. Ясно одно: даже через пять веков реалистично изображенная муха Дюрера остается для экспертов загадкой. 

Национальная галерея в Лондоне
«Путешествия Дюрера. Странствия художника эпохи Возрождения»
До 27 февраля

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+