18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Барачная эпоха и другие времена Оскара Рабина

Оскар Рабин. «Барак-церковь». 1964. Фото: Издательство «Артгид»
Оскар Рабин. «Барак-церковь». 1964.
Фото: Издательство «Артгид»
№98, февраль 2022
№98
Материал из газеты

Московский коллекционер Александр Кроник создал жизнеописание одного из самых знаменитых художников-нонконформистов в послевоенном СССР. Публикацию «Визы в другой мир» автор книги сопроводил иллюстрациями работ Оскара Рабина из своего собрания

Имеющая подзаголовок «Биография художника Оскара Рабина», книга «Виза в другой мир» является одновременно публикацией ранней графики Рабина из собрания Александра Кроника. Это далеко не первая биография одного из лидеров советских нонконформистов, важнейшей фигуры Лианозовской группы. И не первая публикация этого корпуса рисунков: в 2008 году Кроник включил большую часть листов в монументальный каталог его коллекции «Свой круг»; кроме того, листы неоднократно участвовали в выставках (например, в 2013 году в Мультимедиа Арт Музее, Москва).

Тем не менее книга обладает самостоятельной ценностью. Общеизвестные факты из биографии Оскара Рабина (1928–2018) и каталожные описания пополнены живыми подробностями и историями, которые Кроник собрал, посещая художника с его первой женой Валентиной Кропивницкой, а позже и со второй, Татьяной Лысак-Полищук, в Париже.

Александр Кроник. «Виза в другой мир. Биография художника Оскара Рабина». М.: Артгид, 2021. 200 с.
Александр Кроник. «Виза в другой мир. Биография художника Оскара Рабина». М.: Артгид, 2021. 200 с.

«Первые работы Оскара Рабина появились у меня в 2006 году, когда я уже более 20 лет собирал произведения московских нонконформистов. Мне удалось раздобыть подборку, состоящую из примерно 15 ранних листов графики… Я стал целенаправленно собирать ранние (до 1970 года) графические работы Рабина», — пишет автор.

В 2007 году коллекционер познакомился с Рабиным и Кропивницкой лично и навещал их в мастерской. Так постепенно родились небольшие ремарки-комментарии, украсившие теперь текст книги. Например, о том, что «Самоубийца» (1956) — это единственный из уцелевших рисунков на социальный сюжет, который Рабин придумал, чтобы попасть на выставку VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов. «Лев» (1957) относится к периоду поиска тем, а дерущиеся котята на обороте — очередная безуспешная попытка получить заказ от издательства детской книги (в тот момент Рабин, пять лет проработавший десятником на железной дороге, где присматривал за заключенными на разгрузке, был уволен и остался без заработка). «Коты перед бараком» (1958) — один из первых примеров появления у художника образа барака, чрезвычайно значимого для его дальнейшего творчества. «Я искал свои темы, и искал их в окружающей меня действительности… Барак, изображенный на этом рисунке, находился на территории бывшего женского лагеря в Лианозове. Когда лагерь расформировали, бараки кое-как переоборудовали под жилье и заселили. В подобном же бараке жил тогда и я», — записывает автор рассказ художника.

Оскар Рабин. «Коты перед бараком». 1958. Фото: Издательство «Артгид»
Оскар Рабин. «Коты перед бараком». 1958.
Фото: Издательство «Артгид»

В книге впервые опубликован рисунок «Виза в другой мир», давший ей название (хранится в коллекции Татьяны Лысак-Полищук). Рисунок сделан 1 ноября 2018 года, когда 90-летний художник, сломавший шейку бедра, оказался в больнице во Флоренции, где готовил очередную выставку. Рабину сделали операцию, он поправлялся и начал рисовать. Однако 7 ноября внезапно скончался: сердце остановилось во сне. На рисунке — еще один ключевой для художника образ — паспорт, на страничке которого Рабин теперь сам себе выписывает визу в рай.

Всего в собрании Александра Кроника 43 листа. Часть из них он приобрел на аукционах. Например, в 2013 году купил на Christie’s восемь рисунков из коллекции Эрика Эсторика. Это важная фигура в биографии Рабина: в галерее Эсторика в Лондоне летом 1965 года состоялась первая персональная выставка художника. Картины галерист покупал у него через журналиста, тайного агента КГБ Виктора Луи. Истории подготовки той выставки, сделавшей Рабина известным за рубежом, посвящена небольшая, но наполненная фактами статья искусствоведа Рут Эддисон, жены Александра Кроника.  

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+