Имеющая подзаголовок «Биография художника Оскара Рабина», книга «Виза в другой мир» является одновременно публикацией ранней графики Рабина из собрания Александра Кроника. Это далеко не первая биография одного из лидеров советских нонконформистов, важнейшей фигуры Лианозовской группы. И не первая публикация этого корпуса рисунков: в 2008 году Кроник включил большую часть листов в монументальный каталог его коллекции «Свой круг»; кроме того, листы неоднократно участвовали в выставках (например, в 2013 году в Мультимедиа Арт Музее, Москва).
Тем не менее книга обладает самостоятельной ценностью. Общеизвестные факты из биографии Оскара Рабина (1928–2018) и каталожные описания пополнены живыми подробностями и историями, которые Кроник собрал, посещая художника с его первой женой Валентиной Кропивницкой, а позже и со второй, Татьяной Лысак-Полищук, в Париже.
«Первые работы Оскара Рабина появились у меня в 2006 году, когда я уже более 20 лет собирал произведения московских нонконформистов. Мне удалось раздобыть подборку, состоящую из примерно 15 ранних листов графики… Я стал целенаправленно собирать ранние (до 1970 года) графические работы Рабина», — пишет автор.
В 2007 году коллекционер познакомился с Рабиным и Кропивницкой лично и навещал их в мастерской. Так постепенно родились небольшие ремарки-комментарии, украсившие теперь текст книги. Например, о том, что «Самоубийца» (1956) — это единственный из уцелевших рисунков на социальный сюжет, который Рабин придумал, чтобы попасть на выставку VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов. «Лев» (1957) относится к периоду поиска тем, а дерущиеся котята на обороте — очередная безуспешная попытка получить заказ от издательства детской книги (в тот момент Рабин, пять лет проработавший десятником на железной дороге, где присматривал за заключенными на разгрузке, был уволен и остался без заработка). «Коты перед бараком» (1958) — один из первых примеров появления у художника образа барака, чрезвычайно значимого для его дальнейшего творчества. «Я искал свои темы, и искал их в окружающей меня действительности… Барак, изображенный на этом рисунке, находился на территории бывшего женского лагеря в Лианозове. Когда лагерь расформировали, бараки кое-как переоборудовали под жилье и заселили. В подобном же бараке жил тогда и я», — записывает автор рассказ художника.
В книге впервые опубликован рисунок «Виза в другой мир», давший ей название (хранится в коллекции Татьяны Лысак-Полищук). Рисунок сделан 1 ноября 2018 года, когда 90-летний художник, сломавший шейку бедра, оказался в больнице во Флоренции, где готовил очередную выставку. Рабину сделали операцию, он поправлялся и начал рисовать. Однако 7 ноября внезапно скончался: сердце остановилось во сне. На рисунке — еще один ключевой для художника образ — паспорт, на страничке которого Рабин теперь сам себе выписывает визу в рай.
Всего в собрании Александра Кроника 43 листа. Часть из них он приобрел на аукционах. Например, в 2013 году купил на Christie’s восемь рисунков из коллекции Эрика Эсторика. Это важная фигура в биографии Рабина: в галерее Эсторика в Лондоне летом 1965 года состоялась первая персональная выставка художника. Картины галерист покупал у него через журналиста, тайного агента КГБ Виктора Луи. Истории подготовки той выставки, сделавшей Рабина известным за рубежом, посвящена небольшая, но наполненная фактами статья искусствоведа Рут Эддисон, жены Александра Кроника.