18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Барачная эпоха и другие времена Оскара Рабина

Оскар Рабин. «Барак-церковь». 1964. Фото: Издательство «Артгид»
Оскар Рабин. «Барак-церковь». 1964.
Фото: Издательство «Артгид»
№98, февраль 2022
№98
Материал из газеты

Московский коллекционер Александр Кроник создал жизнеописание одного из самых знаменитых художников-нонконформистов в послевоенном СССР. Публикацию «Визы в другой мир» автор книги сопроводил иллюстрациями работ Оскара Рабина из своего собрания

Имеющая подзаголовок «Биография художника Оскара Рабина», книга «Виза в другой мир» является одновременно публикацией ранней графики Рабина из собрания Александра Кроника. Это далеко не первая биография одного из лидеров советских нонконформистов, важнейшей фигуры Лианозовской группы. И не первая публикация этого корпуса рисунков: в 2008 году Кроник включил большую часть листов в монументальный каталог его коллекции «Свой круг»; кроме того, листы неоднократно участвовали в выставках (например, в 2013 году в Мультимедиа Арт Музее, Москва).

Тем не менее книга обладает самостоятельной ценностью. Общеизвестные факты из биографии Оскара Рабина (1928–2018) и каталожные описания пополнены живыми подробностями и историями, которые Кроник собрал, посещая художника с его первой женой Валентиной Кропивницкой, а позже и со второй, Татьяной Лысак-Полищук, в Париже.

Александр Кроник. «Виза в другой мир. Биография художника Оскара Рабина». М.: Артгид, 2021. 200 с.
Александр Кроник. «Виза в другой мир. Биография художника Оскара Рабина». М.: Артгид, 2021. 200 с.

«Первые работы Оскара Рабина появились у меня в 2006 году, когда я уже более 20 лет собирал произведения московских нонконформистов. Мне удалось раздобыть подборку, состоящую из примерно 15 ранних листов графики… Я стал целенаправленно собирать ранние (до 1970 года) графические работы Рабина», — пишет автор.

В 2007 году коллекционер познакомился с Рабиным и Кропивницкой лично и навещал их в мастерской. Так постепенно родились небольшие ремарки-комментарии, украсившие теперь текст книги. Например, о том, что «Самоубийца» (1956) — это единственный из уцелевших рисунков на социальный сюжет, который Рабин придумал, чтобы попасть на выставку VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов. «Лев» (1957) относится к периоду поиска тем, а дерущиеся котята на обороте — очередная безуспешная попытка получить заказ от издательства детской книги (в тот момент Рабин, пять лет проработавший десятником на железной дороге, где присматривал за заключенными на разгрузке, был уволен и остался без заработка). «Коты перед бараком» (1958) — один из первых примеров появления у художника образа барака, чрезвычайно значимого для его дальнейшего творчества. «Я искал свои темы, и искал их в окружающей меня действительности… Барак, изображенный на этом рисунке, находился на территории бывшего женского лагеря в Лианозове. Когда лагерь расформировали, бараки кое-как переоборудовали под жилье и заселили. В подобном же бараке жил тогда и я», — записывает автор рассказ художника.

Оскар Рабин. «Коты перед бараком». 1958. Фото: Издательство «Артгид»
Оскар Рабин. «Коты перед бараком». 1958.
Фото: Издательство «Артгид»

В книге впервые опубликован рисунок «Виза в другой мир», давший ей название (хранится в коллекции Татьяны Лысак-Полищук). Рисунок сделан 1 ноября 2018 года, когда 90-летний художник, сломавший шейку бедра, оказался в больнице во Флоренции, где готовил очередную выставку. Рабину сделали операцию, он поправлялся и начал рисовать. Однако 7 ноября внезапно скончался: сердце остановилось во сне. На рисунке — еще один ключевой для художника образ — паспорт, на страничке которого Рабин теперь сам себе выписывает визу в рай.

Всего в собрании Александра Кроника 43 листа. Часть из них он приобрел на аукционах. Например, в 2013 году купил на Christie’s восемь рисунков из коллекции Эрика Эсторика. Это важная фигура в биографии Рабина: в галерее Эсторика в Лондоне летом 1965 года состоялась первая персональная выставка художника. Картины галерист покупал у него через журналиста, тайного агента КГБ Виктора Луи. Истории подготовки той выставки, сделавшей Рабина известным за рубежом, посвящена небольшая, но наполненная фактами статья искусствоведа Рут Эддисон, жены Александра Кроника.  

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+