18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рене Магритт, носитель вероломных образов и немного фальшивомонетчик

Художник в образе персонажа с его картин. Фото: Courtesy of Kutlesa Gallery
Художник в образе персонажа с его картин.
Фото: Courtesy of Kutlesa Gallery
№98, февраль 2022
№98
Материал из газеты

Вышла новая биографическая книга о трудной судьбе бельгийского сюрреалиста — в том числе о его амурных похождениях и сомнительных подработках. Начинал этот труд знаменитый искусствовед Алекс Данчев, а вот завершать его пришлось Саре Уитфилд

Прославленный художник Рене Магритт (1898–1967) отличался скрытностью. Его имидж среднего человека из предместья Брюсселя, всегда одетого в костюм и шляпу, видимо, был рассчитан на то, чтобы не допускать вмешательства в личную жизнь. Он отказывался пояснять смысл своих картин, сохраняя их поэтическую тайну. Любой биограф Магритта так или иначе сталкивался с сознательной замкнутостью этого человека.

Алекс Данчев, известный биографическими трудами о Жорже Браке и Поле Сезанне, умер, так и не закончив последнюю главу жизне­описания Магритта. Книга «Магритт: жизнь» была завершена Сарой Уитфилд, соавтором и редактором шеститомного каталога-резоне этого художника. Работа оказалась в надежных руках. В увлекательной, талантливо написанной биографии ощущаются и знакомство Данчева с франкофонной культурой, и исследовательские наработки Уитфилд.

Alex Danchev (with Sarah Whitfield). Magritte: A Life. Pantheon. 464 с. $45, £30. На английском языке
Alex Danchev (with Sarah Whitfield). Magritte: A Life. Pantheon. 464 с. $45, £30. На английском языке

В монографии собрано множество сведений о детстве Магритта, которое он провел в Лессине, в бельгийском регионе Валлония. Отец художника Лео­польд (портной — среди прочих занятий) обладал тяжелым характером, был заносчивым, меркантильным и агрессивным богохульником, разнузданным гулякой и честолюбцем. Трое его непослушных сыновей высмеивали отца, а их самих местные жители считали «никудышными». Все четверо мучили мать Регину, которая в конце концов покончила с собой, утопившись в реке Самбре. Каков отец, таков и сын — на эту мысль о Магритте-младшем невольно наводят описанные Данчевым страдания матери.

В биографии рассказывается о днях, проведенных Рене в Королевской академии изящных искусств Бельгии, где он учился у живописца и скульптора Констана Монтальда и брал уроки у иллюстратора и дизайнера Жисбера Комба; меньше говорится о краткой службе в армии в самом начале 1920-х. В 1922 году он женился на подруге детства Жоржетте Бергер. По словам Данчева, ее считали хорошенькой, но меркантильной и недалекой.

В том же году Магритт впервые увидел работу Джорджо де Кирико, «метафизического» художника, оказавшего большое влияние на сюрреалистическое движение. Впрочем, живя в 1927–1930 годах в Париже, Магритт оставался на периферии группы сюрреалистов.

Оказавшись в 1937 году в Лондоне (где писал картины для бального зала эксцентричного аристократа Эдварда Джеймса), Магритт имел краткую любовную связь с британской сюрреалисткой Шейлой Легге. В это же время у Жоржетты завязался собственный роман на стороне, и она попросила развод. Однако в конце концов супружеская пара помирилась, сохранив свой брак. Хотя все эти факты были известны и раньше, в новой биографической книге обобщена информация из очень многих источников, поэтому картина жизни художника выглядит куда более полной, чем в прежних жизнеописаниях. Например, выяснилось, что Магритт был завсегдатаем борделей.

Рене Магритт в своем брюссельском доме в 1967 г. Фото: Musée Magritte Museum
Рене Магритт в своем брюссельском доме в 1967 г.
Фото: Musée Magritte Museum

Данчев раскрывает подробности жизни Рене Магритта во время Второй мировой войны, когда тот занимался подделкой картин. Он копировал и старых мастеров (Тициана и голландского живописца XVII века Мейндерта Хоббему), и современных ему авторов (Жоржа Брака, Джорджо де Кирико, Пауля Клее, Пабло Пикассо, Макса Эрнста), создавая совершенно очевидные фальшивки. Жоржетта была в ярости, когда после смерти Магритта его сподвижник сюрреалист Марсель Марьен обнародовал в печати этот факт и рассказал о своем пособничестве. Вдова судилась с Марьеном, но проиграла процесс. Рассказ о подделке Тициана — один из ярчайших эпизодов в книге. А тот факт, что Магритт занимался еще и фальшивомонетничеством, наверняка поразит многих читателей.

Можно поспорить с толкованиями, которые авторы предлагают по отдельным вопросам (например, по поводу политических взглядов их героя), но в целом в этой живо написанной биографии фактически нет промахов. Здесь во всей полноте рассказывается о жизни одного из самых влиятельных художников XX века — и все-таки его тайна так и остается раскрытой не до конца. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+