18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Хрупкое и мягкое: в Эрмитаже показывают стекло и кружево из Испании

Покрывало с фигурами фантастических животных и птиц. Испания, XVII в. Фрагмент. Фото: Государственный Эрмитаж
Покрывало с фигурами фантастических животных и птиц. Испания, XVII в. Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж
№98, февраль 2022
№98
Материал из газеты

Большинство из 43 стеклянных изделий и 20 образцов вышивки, тканей и кружева, собранных на выставке «Испанский стиль. Стекло и художественный текстиль XVI–XIX веков в собрании Эрмитажа», публике демонстрируют впервые

Как рассказала Елена Анисимова, куратор «хрупкой части», они с Татьяной Косоуровой, куратором «мягкой части», создали авторский проект, отражающий русский взгляд на испанский стиль. «Я бы сказала, что у меня, как хранителя почти монохромного стекла с его удивительным разнообразием форм, испанский стиль ассоциируется с творчеством Веласкеса и Мурильо. У Татьяны Никодимовны, работающей с легкими, яркими, пластичными вышивками, — с музыкой Бизе и творчеством Мериме. Стекло монохромно, статично — ткани красочны, ярки, динамичны. Поэтому два эти материала соединены в одном проекте», — пояснила Анисимова.

Главным шедевром на выставке является кувшин XVI века из синего стекла. Он долго жил в венецианской витрине Эрмитажа, хотя высказывались предположения, что этот предмет имеет нидерландское происхождение. Теперь в Льеже найден единственный аналог и живописные изображения, которые подтверждают датировку и испанскую атрибуцию кувшина. В то время Испания была одним из лидеров мирового стеклоделия.

Большая часть эрмитажного собрания испанского стекла относится к XVIII веку. Центры его производства находились в нескольких провинциях. Одним из главных была Каталония, там для производства стекла использовались растение солерос, произрастающее на берегах соленых морей. Считалось, что добавки этого растения отторгают яды — от отравленного вина стекло расколется.

Ваза с восемью ручками. Испания, Андалусия, XVI в. Фото: Государственный Эрмитаж
Ваза с восемью ручками. Испания, Андалусия, XVI в.
Фото: Государственный Эрмитаж

На выставке показан «поррон» — сосуд для заливания струи вина в рот. Абсолютным моветоном было прикасаться губами к носику, ведь этот сосуд во время трапез пускали по кругу. Из порронов туристов угощают вином до сих пор.

В католической стране обязательным был сосуд для святой воды. Его подвесной вариант участвует в выставке. Назначение «кантиров», кувшинчиков с двумя носиками, непонятно. Возможно, они использовались для обряда крещения, стройные предназначались для девочек, пузатенькие — для мальчиков. Также неясно, для чего предназначались стеклянные палочки: то ли для вязания, то ли для размешивания шоколада. Многие каталонские изделия украшены тончайшими нитями, в XVIII веке их стали называть «стеклянной филигранью».

Кастилия представлена, в частности, блюдом на ножке XVII века, которое могло использоваться для подачи десерта или фруктов. В сосудах в виде голубя хранили мирру. Церковные двуручные вазы украшены евангельскими сюжетами. Непроливайка соединяет два объема — для уксуса и масла: в зависимости от того, в какую сторону наклоняешь «сиамских близнецов», получаешь нужную жидкость в тарелке.

Несколько хрустальных предметов созданы на королевской мануфактуре при дворце Ла-Гранха де Сан-Ильдефонсо в Сеговии, они знаменуют собой начало промышленного производства испанского стекла по европейским образцам с фирменными местными орнаментами в виде цветка граната и гвоздики.

Андалусию отличают самые экзотические формы стекла. Там долго воспроизводились мавританские формы: многоручные вазы, напоминающие светильники, собственно светильники зооморфного вида, фантастические интерьерные фигурки. Последние могли использоваться как детские игрушки. Известно, что подобные предметы давали пятилетнему Людовику XIV.

Самой примечательной среди тканей является орнаментальная вышивка на шелке с кожаными посеребренными нашивками начала XVII века. Такая техника применялась только в Испании. Выставку завершают изображения на тканях львов, цветов, упомянутых выше многоручных ваз и немножко кружева с солярными мотивами.

Кружево. Испания, XVII в. Фрагмент. Фото: Государственный Эрмитаж
Кружево. Испания, XVII в. Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж

Любопытен провенанс эрмитажных испанских стекла и тканей. Большинство предметов попали туда после революции из музея училища барона А.Л.Штиглица. Ткани прежде находились в коллекциях Якоба Краута и Луи Риккардо Аденхаймера. Стекло происходит из собрания испанского гранда и коллекционера Хуана Факундо Рьяньо, который сотрудничал с Музеем Южного Кенсингтона (ныне Музей Виктории и Альберта), куда продал половину своего собрания, но, видимо, поссо­рившись с англичанами, вторую часть в 1880-х годах уступил Александру Половцову. Тот дождался открытия музея училища Штиглица (барон, он же тесть Половцова, к тому времени умер) и продал стекло туда. 

Государственный Эрмитаж
«Испанский стиль. Стекло и художественный текстиль XVI–XIX веков в собрании Эрмитажа»
До 18 сентября

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+