18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Родство бунтарских душ, возникшее на почве эмансипации

Скульптура Марианны Пинеды «Зловещий оракул», установленная возле Колледжа Рэдклифф в Гарварде. Фото: Wikipedia Commons
Скульптура Марианны Пинеды «Зловещий оракул», установленная возле Колледжа Рэдклифф в Гарварде.
Фото: Wikipedia Commons
№98, февраль 2022
№98
Материал из газеты

Пятеро студенток творческого колледжа в предвкушении славы — чем не завязка для романа воспитания? Однако это быль, которую американка Мэгги Доэрти излагает в документальной книге «Равноправные»

Особое место в книге Мэгги Доэрти, критика и историка из США, занимает «хлопотный эксперимент», организованный на базе женского Колледжа Рэдклифф при Гарвардском университете. Осенью 1960 года колледж учредил стипендию для интеллектуально одаренных женщин. Им предоставлялись материальная поддержка и доступ к профессиональной среде; это была возможность преодолеть дисбаланс в ученых кругах, где доминировали мужчины, и сфокусироваться на карьере в противовес заработкам на жизнь и домашним делам (в счет стипендии можно было нанять няню или прислугу). Изначально программа адресовалась исследовательницам, но в действительности критерии отбора были более открытыми, благодаря чему стипендиатками стали поэтессы Энн Секстон и Максин Кумин, писательница Тилли Олсен, скульптор Марианна Пинеда и художница Барбара Свон — именно их профессиональные карьеры и история дружбы стали центральным сюжетом «Равноправных».

Творчество этих авторов в России практически неизвестно, и русский перевод книги, вышедший почти без отставания от оригинала, можно сказать, работает на опережение. Стихи и прозу, живопись и скульптуру «равноправных» по прочтении книги читателю только предстоит для себя открыть.

Хотя Доэрти и придерживается академических рамок, снабжая текст ссылками, комментариями и пространными историческими обзорами, местами ее слог напоминает скорее беллетризованный нонфикшен, а то и вовсе роман. Вехи биографий героинь от рождения до замужества, получения стипендии и последующей карьеры передаются не просто в деталях, но в мельчайших эмоциональных нюансах. Жизнь пятерых талантливых и честолюбивых девушек, происходивших из состоятельных слоев общества (Доэрти подчеркивает их социальное положение в качестве важного обстоятельства), проносится перед читателем как увлекательный сериал с подробным анализом текстов, скульптур или эстампов, пересказом семинарских полемик в кругу однокашниц и частных бесед в тесной компании друг друга. Подробности душевных метаний, сомнений и открытий автор восстанавливает, основываясь на материалах из архивов и бесед с родственниками и коллегами героинь.

Мэгги Доэрти. «Равноправные. История искусства, женской дружбы и эмансипации в 1960-х» / Пер. с англ. Е.Куровой. М.: Новое литературное обозрение, 2021. 392 с.
Мэгги Доэрти. «Равноправные. История искусства, женской дружбы и эмансипации в 1960-х» / Пер. с англ. Е.Куровой. М.: Новое литературное обозрение, 2021. 392 с.

Порой начинает казаться, что биографические детали интересуют ее даже больше, чем культурные итоги «хлопотного эксперимента». Но жизнеописание на страницах книги перемежается с историческими включениями, проливающими свет на художественную жизнь Бостона 1960-х (о ней пишут реже, чем о Нью-Йорке или Лос-Анджелесе), на вторую волну феминистского движения в лице Бетти Фридан с подробным разбором и критикой ее работ, на контекст патриархальной Америки времен холодной войны — своему появлению стипендиальная программа обязана не в последнюю очередь желанию не уступать идеологическому противнику в научной-технической и культурной борьбе.

В изобилии подробностей кроются как сильная, так и слабая стороны книги. «Равноправные» выигрывает в стереоскопичности, но проигрывает в лаконизме, к которому автор, кажется, и не стремится, расписывая на несколько страниц то, что уместилось бы в двух абзацах, повторяя хорошо проговоренные вещи из главы в главу.

Книга рассказывает не только об истории рэдклиффского эксперимента и жизни его участниц, за редким исключением не вписанных в большую историю искусства, но и об арт-мире в определенный исторический момент, и о художественных открытиях героинь, отразившихся в работах десятков авторов после них. Скажем, «исповедальная» поэзия Секстон и Кумин созвучна сегодняшним этическим установкам, а феминистская оптика Марианны Пинеды аутентична той, что видна в работах Мирль Ладерман Юклс или Кэроли Шниман. «Как историк, я старалась проникнуть в самую суть 60-х и 70-х годов, времени инноваций, времени гражданского активизма… Сегодня женщины живут в новых условиях. Пришло время для еще одного „хлопотного эксперимента“», — подытоживает Мэгги Доэрти. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+