18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Родство бунтарских душ, возникшее на почве эмансипации

Скульптура Марианны Пинеды «Зловещий оракул», установленная возле Колледжа Рэдклифф в Гарварде. Фото: Wikipedia Commons
Скульптура Марианны Пинеды «Зловещий оракул», установленная возле Колледжа Рэдклифф в Гарварде.
Фото: Wikipedia Commons
№98, февраль 2022
№98
Материал из газеты

Пятеро студенток творческого колледжа в предвкушении славы — чем не завязка для романа воспитания? Однако это быль, которую американка Мэгги Доэрти излагает в документальной книге «Равноправные»

Особое место в книге Мэгги Доэрти, критика и историка из США, занимает «хлопотный эксперимент», организованный на базе женского Колледжа Рэдклифф при Гарвардском университете. Осенью 1960 года колледж учредил стипендию для интеллектуально одаренных женщин. Им предоставлялись материальная поддержка и доступ к профессиональной среде; это была возможность преодолеть дисбаланс в ученых кругах, где доминировали мужчины, и сфокусироваться на карьере в противовес заработкам на жизнь и домашним делам (в счет стипендии можно было нанять няню или прислугу). Изначально программа адресовалась исследовательницам, но в действительности критерии отбора были более открытыми, благодаря чему стипендиатками стали поэтессы Энн Секстон и Максин Кумин, писательница Тилли Олсен, скульптор Марианна Пинеда и художница Барбара Свон — именно их профессиональные карьеры и история дружбы стали центральным сюжетом «Равноправных».

Творчество этих авторов в России практически неизвестно, и русский перевод книги, вышедший почти без отставания от оригинала, можно сказать, работает на опережение. Стихи и прозу, живопись и скульптуру «равноправных» по прочтении книги читателю только предстоит для себя открыть.

Хотя Доэрти и придерживается академических рамок, снабжая текст ссылками, комментариями и пространными историческими обзорами, местами ее слог напоминает скорее беллетризованный нонфикшен, а то и вовсе роман. Вехи биографий героинь от рождения до замужества, получения стипендии и последующей карьеры передаются не просто в деталях, но в мельчайших эмоциональных нюансах. Жизнь пятерых талантливых и честолюбивых девушек, происходивших из состоятельных слоев общества (Доэрти подчеркивает их социальное положение в качестве важного обстоятельства), проносится перед читателем как увлекательный сериал с подробным анализом текстов, скульптур или эстампов, пересказом семинарских полемик в кругу однокашниц и частных бесед в тесной компании друг друга. Подробности душевных метаний, сомнений и открытий автор восстанавливает, основываясь на материалах из архивов и бесед с родственниками и коллегами героинь.

Мэгги Доэрти. «Равноправные. История искусства, женской дружбы и эмансипации в 1960-х» / Пер. с англ. Е.Куровой. М.: Новое литературное обозрение, 2021. 392 с.
Мэгги Доэрти. «Равноправные. История искусства, женской дружбы и эмансипации в 1960-х» / Пер. с англ. Е.Куровой. М.: Новое литературное обозрение, 2021. 392 с.

Порой начинает казаться, что биографические детали интересуют ее даже больше, чем культурные итоги «хлопотного эксперимента». Но жизнеописание на страницах книги перемежается с историческими включениями, проливающими свет на художественную жизнь Бостона 1960-х (о ней пишут реже, чем о Нью-Йорке или Лос-Анджелесе), на вторую волну феминистского движения в лице Бетти Фридан с подробным разбором и критикой ее работ, на контекст патриархальной Америки времен холодной войны — своему появлению стипендиальная программа обязана не в последнюю очередь желанию не уступать идеологическому противнику в научной-технической и культурной борьбе.

В изобилии подробностей кроются как сильная, так и слабая стороны книги. «Равноправные» выигрывает в стереоскопичности, но проигрывает в лаконизме, к которому автор, кажется, и не стремится, расписывая на несколько страниц то, что уместилось бы в двух абзацах, повторяя хорошо проговоренные вещи из главы в главу.

Книга рассказывает не только об истории рэдклиффского эксперимента и жизни его участниц, за редким исключением не вписанных в большую историю искусства, но и об арт-мире в определенный исторический момент, и о художественных открытиях героинь, отразившихся в работах десятков авторов после них. Скажем, «исповедальная» поэзия Секстон и Кумин созвучна сегодняшним этическим установкам, а феминистская оптика Марианны Пинеды аутентична той, что видна в работах Мирль Ладерман Юклс или Кэроли Шниман. «Как историк, я старалась проникнуть в самую суть 60-х и 70-х годов, времени инноваций, времени гражданского активизма… Сегодня женщины живут в новых условиях. Пришло время для еще одного „хлопотного эксперимента“», — подытоживает Мэгги Доэрти. 

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+