Маркусу Люперцу недавно стукнуло 80 лет. На это имя отзываются сайты всех крупнейших музеев мира, где находятся произведения художника. Его ретроспективу — итог почти шести десятков лет на европейской арт-сцене — Московский музей современного искусства (ММОМА) проводит совместно с нью-йоркско-берлинской галереей Майкла Вернера при поддержке Гёте-института. Выставка стала первым большим показом художника в Москве. В 2014 году Люперца принимал Эрмитаж.
Сто картин и объектов отобраны самим художником — а также скульптором, джазменом, медийным персонажем, любящим эпатировать публику диссонансом между стильными костюмами а-ля начало прошлого века с непременными часами на золотой цепочке и тростью с набалдашником в виде черепа (за что он получил прозвище «последний немецкий денди») и экспрессионистической живописью и «неотесанной», грубо раскрашенной скульптурой (за это получил другой ник — enfant terrible). Нивелируя критику, как, впрочем, и дифирамбы, Люперц как-то заметил: «Искусство? Это то, что делаю я».
На самом деле все еще интереснее. Пятнадцатилетним парнем он учился в школе художественных ремесел, подрабатывая шахтером и дорожным рабочим. В 21 год перебрался в Западный Берлин и создал первые «картины-дифирамбы». Люперц отсылает к идее Фридриха Ницше о дионисийском начале в культуре. В 1966 году художник опубликовал манифест «Привлекательность XX века становится видимой сквозь найденные мною дифирамбы».
Привлекательность в пространстве Маркуса Люперца, как и его современников Георга Базелица, Йорга Иммендорфа, Ансельма Кифера, — это желание традиционным языком живописи, а позже скульптуры ответить на самые важные и одновременно самые травматичные вопросы послевоенного немецкого общества, связанные с исторической памятью. Многие выбрали для ответов классический немецкий экспрессионизм. Люперц был среди первых, с ним напрямую связано направление «неоэкспрессионизм». Он действительно «делатель» искусства. Словосочетание сontemporary art художник не признает. Обилие милитаристской символики в его работах отсылает к недавнему трагическому опыту Второй мировой войны. На картинах из серии «Немецкий мотив — дифирамбический II» на фоне тревожного абстрактного пейзажа, соединяющего желтый и черный тона, изображены лежащие на земле каска, фуражка и лопата, воткнутая в землю.
В последние десятилетия Люперц занимается в основном скульптурой. Важно не пропустить раннюю раскрашенную бронзу «Голова прекрасного». Этот персонаж действительно прекрасен. В нем чувствуется дионисийство античных времен и бури ХХ–XXI веков.
Московский музей современного искусства
«Маркус Люперц. Маленькая иррациональная ретроспектива под руководством художника»
До 3 апреля