18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Главная хищница драгоценных джунглей

Украшения из новой коллекции La Panthère из желтого золота. Фото: Cartier
Украшения из новой коллекции La Panthère из желтого золота.
Фото: Cartier
№99, март 2022
№99
Материал из газеты

Легендарная коллекция Panthère de Cartier пополнилась новыми украшениями, которые пока эксклюзивно представлены только в двух странах, в том числе в России

Среди знаковых и мгновенно узнаваемых символов ювелирных брендов найдется крайне мало таких, которые можно сравнить с культовым образом гордой пантеры Cartier. Недавно эксклюзивно в бутиках Cartier России и Украины раньше других стран мира появилась новая коллекция La Panthère, представляющая очередное воплощение главной хищницы мировой ювелирной индустрии.

Знаменитый монохромный мотив — паве из бриллиантов с вкраплениями из черного оникса — возник в арсенале Дома более века назад, в 1914 году. Вдохновлен он был, как принято считать, изображением пантеры с открытки-приглашения Cartier, созданной художником Жоржем Барбье. Луи Картье, отвечавший в то время за дизайн всех изделий семейной компании, придумал изящную драгоценную рифму к рисунку глянцевой пятнистой шкуры благородного хищника. Впервые мотив Panthère появился в декоре женских часов Дома. Три года спустя Луи Картье преподнес Жанне Туссен, будущему художественному директору Дома, платиновый портсигар с покрытием из черной эмали, украшенный рельефным изображением пантеры с уже узнаваемым черно-белым мотивом из бриллиантов и оникса. Компанию ей составили два кипариса из рубинов и изумрудов. Подарок был символичен: Картье, которого с яркой и дерзкой Туссен связывали не только рабочие, но и любовные отношения, называл свою даму сердца не иначе как пантерой. Через пару лет Жанна уже сама поручила мастерам Дома создать для нее похожую, но более женственную вещицу — цилиндрический золотой несессер с отделкой из черной кантонской эмали, дополненный бриллиантовыми акцентами и эффектной шелковой кисточкой, на крышке которого красовалась еще одна дикая кошка.

Первые часы с мотивом Panthère de Cartier. Фото: Cartier
Первые часы с мотивом Panthère de Cartier.
Фото: Cartier

Удачное, даже можно сказать, беспроигрышное цветовое сочетание, за которым последовало и конкретное изображение пятнистого хищника, в течение последующих лет много раз перерабатывалось и трансформировалось, чтобы украсить собой различные предметы и ювелирные произведения. Объемная и реалистичная фигура пантеры, демонстрирующей себя целиком от носа до хвоста, впервые появилась на броши, заказанной герцогиней Виндзорской Уоллис Симпсон в 1948 году. Эффектный дизайн украшения придумала уже вставшая у руля Cartier Жанна Туссен. Оскалившаяся пантера из желтого золота с пятнами из черной эмали восседала на грандиозном изумруде в форме кабошона. Через год муж Симпсон, герцог Виндзорский Эдуард, решил пополнить коллекцию драгоценностей любимой супруги еще одной брошью. На этот раз хищная кошка с глазами из желтых бриллиантов расположилась на впечатляющем сапфировом кабошоне весом 152,35 карата, а ее шкуру украсило полное бриллиантовое паве с вкраплениями голубых сапфиров. К слову, в течение жизни герцогиня собрала выдающуюся ювелирную коллекцию, особенно много в ней было именно изделий Cartier.

Брошь с пантерой, подаренная герцогине Виндзорской ее супругом. Фото: Cartier
Брошь с пантерой, подаренная герцогине Виндзорской ее супругом.
Фото: Cartier

Изысканность и красоту украшений с экзотическими животными моментально оценили и другие верные поклонницы Дома. В том же 1949 году наследница империи Singer Дейзи Феллоуз, считавшаяся настоящей иконой стиля той эпохи, заказала у Cartier брошь с сапфирами, изумрудами и бриллиантами в виде пантеры, висящей на золотой ленте. Такое необычное решение перекликалось с похожей деталью рыцарского ордена Золотого руна — правда, на нем вполне закономерно лента обхватывает золотую овечью шкуру.

Шло время, и за новыми пятнистыми хищницами вернулась к любимым ювелирам и Уоллис Симпсон. В 1952 году она заказывает у Cartier еще одну пантеру, но уже в виде гибкого браслета, мягко обнимающего запястье.

Браслет La Panthère из желтого золота. Фото: Cartier
Браслет La Panthère из желтого золота.
Фото: Cartier

Полюбились грациозные животные и принцу Садруддину Ага-хану, потомку правителя Персии Фетха Али-шаха. В 1958 году он приобрел для жены, модели Нины Дайер, страстной поклонницы драгоценных произведений Cartier, несколько украшений, в том числе первые в практике Дома серьги и разомкнутый браслет с двумя головами пантер с бриллиантами, сапфирами и изумрудами, а также брошь-трансформер в виде пантеры с поворачивающейся головой и свисающими гибкими хвостом и лапами, которую можно было носить и как подвеску на жемчужном колье.

Еще одна верная почитательница таланта ювелирных мастеров Дома и одна из его самых экстравагантных клиенток, мексиканская актриса Мария Феликс, в 1967 году решила порадовать себя очередным драгоценным подарком и заказала браслет в виде двух смотрящих в разные стороны пантер с подвижными головами и лапами из платины с фирменным паважем с бриллиантами и ониксом.

Актриса Мария Феликс в своих украшениях с пантерами. Фото: Cartier
Актриса Мария Феликс в своих украшениях с пантерами.
Фото: Cartier

Ювелиры Cartier продолжают создавать своих любимых животных из разных материалов и в разной стилистике, при этом всегда сохраняя эстетическую верность формам, придуманным великой Жанной Туссен. Будь то коллекция в египетском стиле, уникальные произведения высокого ювелирного и часового искусства с вполне реалистичными изображениями или абсолютно неожиданная, но оттого не менее элегантная полигональная интерпретация головы хищника, воплощенная в кольцах и подвесках, пантера до сих пор остается неотъемлемой частью стилистического репертуара Дома и его культовым символом.

Новая коллекция La Panthère не только отдает дань уважения этому знаковому образу бестиария Cartier, но и продолжает традицию создания гибких украшений. Серия из шести лаконичных изысканных предметов включает в себя кольца, браслеты и колье с двумя головами пантер из желтого золота с цаворитами или из белого золота с бриллиантовым паве, ониксом и изум­рудами. За знаковый пятнистый окрас отвечают геометричные черные вкрапления из лака или оникса, игриво расположенные по всей поверхности украшений.

Кольцо La Panthère из белого золота с паве из бриллиантов, изумрудов и оникса. Фото: Cartier
Кольцо La Panthère из белого золота с паве из бриллиантов, изумрудов и оникса.
Фото: Cartier

Главной особенностью новых изделий La Panthère стала их гибкость, которой мастерам Cartier удалось достичь благодаря особой, новой технике. Каждое украшение поделено на звенья, но расстояние между ними почти неразличимо для человеческого глаза. Установленные внутри две золотые пластины соединены с пружинами внутри голов пантер, что позволяет украшениям легко разгибаться, а после возвращаться в первозданный вид. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+