Среди знаковых и мгновенно узнаваемых символов ювелирных брендов найдется крайне мало таких, которые можно сравнить с культовым образом гордой пантеры Cartier. Недавно эксклюзивно в бутиках Cartier России и Украины раньше других стран мира появилась новая коллекция La Panthère, представляющая очередное воплощение главной хищницы мировой ювелирной индустрии.
Знаменитый монохромный мотив — паве из бриллиантов с вкраплениями из черного оникса — возник в арсенале Дома более века назад, в 1914 году. Вдохновлен он был, как принято считать, изображением пантеры с открытки-приглашения Cartier, созданной художником Жоржем Барбье. Луи Картье, отвечавший в то время за дизайн всех изделий семейной компании, придумал изящную драгоценную рифму к рисунку глянцевой пятнистой шкуры благородного хищника. Впервые мотив Panthère появился в декоре женских часов Дома. Три года спустя Луи Картье преподнес Жанне Туссен, будущему художественному директору Дома, платиновый портсигар с покрытием из черной эмали, украшенный рельефным изображением пантеры с уже узнаваемым черно-белым мотивом из бриллиантов и оникса. Компанию ей составили два кипариса из рубинов и изумрудов. Подарок был символичен: Картье, которого с яркой и дерзкой Туссен связывали не только рабочие, но и любовные отношения, называл свою даму сердца не иначе как пантерой. Через пару лет Жанна уже сама поручила мастерам Дома создать для нее похожую, но более женственную вещицу — цилиндрический золотой несессер с отделкой из черной кантонской эмали, дополненный бриллиантовыми акцентами и эффектной шелковой кисточкой, на крышке которого красовалась еще одна дикая кошка.
Удачное, даже можно сказать, беспроигрышное цветовое сочетание, за которым последовало и конкретное изображение пятнистого хищника, в течение последующих лет много раз перерабатывалось и трансформировалось, чтобы украсить собой различные предметы и ювелирные произведения. Объемная и реалистичная фигура пантеры, демонстрирующей себя целиком от носа до хвоста, впервые появилась на броши, заказанной герцогиней Виндзорской Уоллис Симпсон в 1948 году. Эффектный дизайн украшения придумала уже вставшая у руля Cartier Жанна Туссен. Оскалившаяся пантера из желтого золота с пятнами из черной эмали восседала на грандиозном изумруде в форме кабошона. Через год муж Симпсон, герцог Виндзорский Эдуард, решил пополнить коллекцию драгоценностей любимой супруги еще одной брошью. На этот раз хищная кошка с глазами из желтых бриллиантов расположилась на впечатляющем сапфировом кабошоне весом 152,35 карата, а ее шкуру украсило полное бриллиантовое паве с вкраплениями голубых сапфиров. К слову, в течение жизни герцогиня собрала выдающуюся ювелирную коллекцию, особенно много в ней было именно изделий Cartier.
Изысканность и красоту украшений с экзотическими животными моментально оценили и другие верные поклонницы Дома. В том же 1949 году наследница империи Singer Дейзи Феллоуз, считавшаяся настоящей иконой стиля той эпохи, заказала у Cartier брошь с сапфирами, изумрудами и бриллиантами в виде пантеры, висящей на золотой ленте. Такое необычное решение перекликалось с похожей деталью рыцарского ордена Золотого руна — правда, на нем вполне закономерно лента обхватывает золотую овечью шкуру.
Шло время, и за новыми пятнистыми хищницами вернулась к любимым ювелирам и Уоллис Симпсон. В 1952 году она заказывает у Cartier еще одну пантеру, но уже в виде гибкого браслета, мягко обнимающего запястье.
Полюбились грациозные животные и принцу Садруддину Ага-хану, потомку правителя Персии Фетха Али-шаха. В 1958 году он приобрел для жены, модели Нины Дайер, страстной поклонницы драгоценных произведений Cartier, несколько украшений, в том числе первые в практике Дома серьги и разомкнутый браслет с двумя головами пантер с бриллиантами, сапфирами и изумрудами, а также брошь-трансформер в виде пантеры с поворачивающейся головой и свисающими гибкими хвостом и лапами, которую можно было носить и как подвеску на жемчужном колье.
Еще одна верная почитательница таланта ювелирных мастеров Дома и одна из его самых экстравагантных клиенток, мексиканская актриса Мария Феликс, в 1967 году решила порадовать себя очередным драгоценным подарком и заказала браслет в виде двух смотрящих в разные стороны пантер с подвижными головами и лапами из платины с фирменным паважем с бриллиантами и ониксом.
Ювелиры Cartier продолжают создавать своих любимых животных из разных материалов и в разной стилистике, при этом всегда сохраняя эстетическую верность формам, придуманным великой Жанной Туссен. Будь то коллекция в египетском стиле, уникальные произведения высокого ювелирного и часового искусства с вполне реалистичными изображениями или абсолютно неожиданная, но оттого не менее элегантная полигональная интерпретация головы хищника, воплощенная в кольцах и подвесках, пантера до сих пор остается неотъемлемой частью стилистического репертуара Дома и его культовым символом.
Новая коллекция La Panthère не только отдает дань уважения этому знаковому образу бестиария Cartier, но и продолжает традицию создания гибких украшений. Серия из шести лаконичных изысканных предметов включает в себя кольца, браслеты и колье с двумя головами пантер из желтого золота с цаворитами или из белого золота с бриллиантовым паве, ониксом и изумрудами. За знаковый пятнистый окрас отвечают геометричные черные вкрапления из лака или оникса, игриво расположенные по всей поверхности украшений.
Главной особенностью новых изделий La Panthère стала их гибкость, которой мастерам Cartier удалось достичь благодаря особой, новой технике. Каждое украшение поделено на звенья, но расстояние между ними почти неразличимо для человеческого глаза. Установленные внутри две золотые пластины соединены с пружинами внутри голов пантер, что позволяет украшениям легко разгибаться, а после возвращаться в первозданный вид.