Архип Куинджи — художник на рынке редкий и потому дорогой; коллекционеры весьма неохотно расстаются с его произведениями. Если вспомнить публичные продажи его работ, то самой дорогой окажется знаковая для творчества мастера «Березовая роща», проданная на Sotheby’s в 2008-м за $3 млн, а другие его картины среднего размера уходили за сотни тысяч долларов. В случае же работ музейного уровня речь может идти о сумме в $1–2 млн. Другой вопрос, что шанс встретить в частной коллекции подлинное произведение Куинджи, тем более по качеству сопоставимое с эталонными работами из музеев, ничтожно мал. Но все-таки прецеденты были, и тут решающую роль играет наличие экспертного заключения, которое свидетельствует о проведении комплексного искусствоведческого и технико-технологического исследований, на основании которых можно атрибутировать работу.
Недавно в Центре художественной экспертизы имени И.Е.Репина проводились исследование и реставрация картины из частного собрания «Морской берег в лунную ночь. Крым», приписываемой Архипу Куинджи. Экспертиза включала стилистический, технико-технологический и источниковедческий анализ, на основании которых удалось подтвердить авторство мастера. По стилистике, манере и уровню исполнения работа полностью соответствует подлинным произведениям живописца из крымского цикла (в 1886 году художник приобрел землю в Ялтинском уезде, а позже построил дачу, куда каждое лето приезжал вместе с учениками). В пользу подлинности картины свидетельствовали также анализ пигментов, исследования в ультрафиолетовом и инфракрасном излучении, проведенный рентген работы. Кроме того, на обороте холста имеется удостоверяющая надпись художника Ивана Дженеева, одного из членов-учредителей Общества Куинджи, организованного в 1909 году в Санкт-Петербурге по инициативе и на средства самого мастера.
Однако не было найдено номера работы, хотя его наличие на оборотах подлинных картин Куинджи признано чрезвычайно важным фактором при атрибуции произведений. После смерти мастера в 1910 году его ученики, члены общества, вместе с вдовой художника систематизировали около 500 произведений, завещанных им обществу. Был составлен подробный список, а сами картины — пронумерованы в соответствии с описью.
Впрочем, когда реставраторы отделили картон, на котором написана композиция, от дублировочного холста, с помощью которого картину укрепили в начале ХХ века, было обнаружено, что в качестве основы художник использовал фрагмент олеографии своей знаменитой «Ночи на Днепре» 1880 года. Она была настолько популярна, что Куинджи сам принял решение о ее массовом тиражировании в технике масляной олеографии, но неудачные, по его мнению, экземпляры вторично использовал как основу для новых картин. После того как дублировочный холст был удален, на обороте картона удалось различить и удостоверяющие подписи четырех художников — членов-учредителей общества, и порядковый номер 71, соответствующий описи. Под этим номером в списке значится пейзаж «Море. Серый день. Крым» 1898–1908 годов. Так совместные усилия экспертов и реставраторов позволили окончательно убедиться в верности атрибуции картины Архипу Куинджи.
Партнерский материал