18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Неувядающий сад

В проекте Florae участвует Мика Нинагава, создавшая снимки с иммерсивным эффектом. Фото: Van Cleef & Arpels
В проекте Florae участвует Мика Нинагава, создавшая снимки с иммерсивным эффектом.
Фото: Van Cleef & Arpels
№99, март 2022
№99
Материал из газеты

Цветочные украшения французского Дома Van Cleef & Arpels собрали в единый проект Florae

Дом Van Cleef & Arpels уже более 100 лет стремится запечатлеть неуловимую красоту природы в произведениях ювелирного искусства, испытывая особую любовь к цветочному мотиву. Совместно с японским фотографом Микой Нинагавой бренд представил проект выставки исторических и современных украшений, воспевающих изящество естественных форм живых цветов.

Творческий союз Van Cleef & Arpels и Мики Нинагавы начался в 2017 году, а уже через некоторое время появилась выставка Florae. «Дом любит подчеркивать связь между ювелирными изделиями и работами художников, которые черпают вдохновение из тех же источников. Так происходит и в случае с Микой Нинагавой и цветами. Уникальность ее фотографий состоит в иммерсивном подходе. Вместо того чтобы концентрироваться на определенном объекте, она создает из фотографий целую вселенную, чтобы погрузить зрителя в самое сердце природы», — комментирует связь двух видов искусства президент и генеральный директор Van Cleef & Arpels Николя Бос.

Брошь Cosmos. Фото: Van Cleef & Arpels
Брошь Cosmos.
Фото: Van Cleef & Arpels

В драгоценной оранжерее бренда можно встретить самые разнообразные цветы: это и миниатюрные маргаритки, и загадочные морозники, и клевер, приносящий удачу. Для представления своего цветочного богатства на выставке Van Cleef & Arpels выбрали необычный путь — украшения расположены не в хронологическом порядке, а условно разделены на три тематические части: реалистичные изображения цветов, изысканные букеты и стилизованные образы с графичными линиями. Но, несмотря на концептуальное различие украшений, их объединяет фирменный фигуративный подход Дома.

Обращение к флоральной тематике и превращение ее образов в стилизованные орнаменты было особенно популярным в начале XX века, когда зарождался стиль ар-деко. Так, при вручении Гран-при Van Cleef & Arpels на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже в 1925 году жюри отдельно отметило браслет Interwined Flowers. Его асимметричный узор из цветов, созданный из желтых и белых бриллиантов, изумрудов, ониксов и ярких рубинов, значительно повлиял на дальнейшее стилистическое развитие Дома.

Браслет Interwined Flowers. 1924. Фото: Van Cleef & Arpels
Браслет Interwined Flowers. 1924.
Фото: Van Cleef & Arpels

Тревожные предвоенные 1930-е годы оказались для Van Cleef & Arpels временем экспериментов. В 1937-м, год Всемирной выставки в Париже, когда ар-деко переживал небывалый расцвет, Дом создал брошь Silhouette Flower, заполнив пространство украшения пустотами. Гибкая нить из желтого золота одновременно повторяет силуэт цветка и банта, середина которого украшена вихрем рубинов и бриллиантов, — элегантная связь эстетики природы и моды.

К нитям обратились и в броши Hawaii Bouquet 1939 года, где стебли, собранные в пучок с помощью ленты из желтого золота, усыпаны пятилистниками, украшенными бриллиантами, сапфирами и рубинами. Говорят, название цветочного мотива Hawaii “Fleurettes” посвящено гавайскому медовому месяцу известной клиентки Дома Дорис Дьюк и Джеймса Кромвеля.

Использование желтого золота, а также сочетание рубинов и сапфиров стали символом эпохи Второй мировой войны: в синем и красном цвете французам виделись флаги родной республики. Всемирная беда не остановила полет фантазии ювелиров — в эти годы в Van Cleef & Arpels по-новому взглянули на прежние варианты дизайна. Например, колье из желтого золота, созданное в 1940 году, включает пять съемных брошей — отсылка к универсальному украшению Passe-Partout 1938 года, способному трансформироваться в колье, браслет и ремень.

Брошь Daisy. 1964. Фото: Van Cleef & Arpels
Брошь Daisy. 1964.
Фото: Van Cleef & Arpels

Война разделила производство украшений на время «до и после». В послевоенные годы стиль ар-деко стремительно идет на спад, а ему на смену приходит огромный интерес к роскошным материалам, возвратившимся в ювелирные мастерские. Браслет Flower Lace, созданный в 1946 году, полностью отвечал требованиям нового времени: изделие выполнено из желтого золота и состоит из двойной цепочки-змейки, украшенной кружевным букетом цветов, сердцевины которых сияют благодаря рубинам и бриллиантам.

Еще одним важным периодом прошлого столетия для Van Cleef & Arpels можно назвать 1960–1970-е годы, вдохнувшие дух свободы в ювелирные украшения Дома. Тогда были созданы такие культовые броши, как рубиновая маргаритка Daisy с сердцевиной из бриллиантов круглой огранки и знаковые морозники из коллекции Rose de Noёl. Мастера ювелирного дела талантливо отразили естественную красоту растений: своеобразный природный беспорядок формы передан в драгоценных цветах с помощью «шелковистой» шлифовки, особой закрепки камней и таких нюансов, как различие углов наклона и размеров лепестков. Блестящее ювелирное мастерство проявилось и в комплекте Narcissus из броши и пары серег, где солнечный цвет вестника весны воссоздан с помощью ажурного плетения из тончайших нитей желтого золота.

Брошь Narcissus. 1968. Фото: Van Cleef & Arpels
Брошь Narcissus. 1968.
Фото: Van Cleef & Arpels

XXI век не поставил точку во флористических исканиях бренда. За последние годы Van Cleef & Arpels выпустил несколько коллекций с браслетами, колье, часами и брошами, связанными с тематикой цветов. Современные изделия отличает минималистичный дизайн. Например, графичный и одновременно элегантный мотив Frivole в виде лепестков-сердец из желтого золота, обрамляющих бриллиантовую сердцевину, позволяет включать украшения в повседневный или более формальный стиль.

Сценография выставки создана японским архитектором, основателем парижского архитектурного бюро ATTA Цуёси Танэ. В стремлении воссоздать атмосферу сновидения художник обратился к концепции калейдоскопа и лабиринта. По мере продвижения по выставке зритель теряется среди бесконечных цветных узоров Мики Нинагавы и иллюзий парящих в воздухе драгоценностей, расположенных в почти невидимых витринах.

Познакомиться с драгоценным гербарием Van Cleef & Arpels можно было в Париже в конце прошлого года, но, как обещают, впечатляющая экспозиция совершит международный вояж.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+