18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Неувядающий сад

В проекте Florae участвует Мика Нинагава, создавшая снимки с иммерсивным эффектом. Фото: Van Cleef & Arpels
В проекте Florae участвует Мика Нинагава, создавшая снимки с иммерсивным эффектом.
Фото: Van Cleef & Arpels
№99, март 2022
№99
Материал из газеты

Цветочные украшения французского Дома Van Cleef & Arpels собрали в единый проект Florae

Дом Van Cleef & Arpels уже более 100 лет стремится запечатлеть неуловимую красоту природы в произведениях ювелирного искусства, испытывая особую любовь к цветочному мотиву. Совместно с японским фотографом Микой Нинагавой бренд представил проект выставки исторических и современных украшений, воспевающих изящество естественных форм живых цветов.

Творческий союз Van Cleef & Arpels и Мики Нинагавы начался в 2017 году, а уже через некоторое время появилась выставка Florae. «Дом любит подчеркивать связь между ювелирными изделиями и работами художников, которые черпают вдохновение из тех же источников. Так происходит и в случае с Микой Нинагавой и цветами. Уникальность ее фотографий состоит в иммерсивном подходе. Вместо того чтобы концентрироваться на определенном объекте, она создает из фотографий целую вселенную, чтобы погрузить зрителя в самое сердце природы», — комментирует связь двух видов искусства президент и генеральный директор Van Cleef & Arpels Николя Бос.

Брошь Cosmos. Фото: Van Cleef & Arpels
Брошь Cosmos.
Фото: Van Cleef & Arpels

В драгоценной оранжерее бренда можно встретить самые разнообразные цветы: это и миниатюрные маргаритки, и загадочные морозники, и клевер, приносящий удачу. Для представления своего цветочного богатства на выставке Van Cleef & Arpels выбрали необычный путь — украшения расположены не в хронологическом порядке, а условно разделены на три тематические части: реалистичные изображения цветов, изысканные букеты и стилизованные образы с графичными линиями. Но, несмотря на концептуальное различие украшений, их объединяет фирменный фигуративный подход Дома.

Обращение к флоральной тематике и превращение ее образов в стилизованные орнаменты было особенно популярным в начале XX века, когда зарождался стиль ар-деко. Так, при вручении Гран-при Van Cleef & Arpels на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже в 1925 году жюри отдельно отметило браслет Interwined Flowers. Его асимметричный узор из цветов, созданный из желтых и белых бриллиантов, изумрудов, ониксов и ярких рубинов, значительно повлиял на дальнейшее стилистическое развитие Дома.

Браслет Interwined Flowers. 1924. Фото: Van Cleef & Arpels
Браслет Interwined Flowers. 1924.
Фото: Van Cleef & Arpels

Тревожные предвоенные 1930-е годы оказались для Van Cleef & Arpels временем экспериментов. В 1937-м, год Всемирной выставки в Париже, когда ар-деко переживал небывалый расцвет, Дом создал брошь Silhouette Flower, заполнив пространство украшения пустотами. Гибкая нить из желтого золота одновременно повторяет силуэт цветка и банта, середина которого украшена вихрем рубинов и бриллиантов, — элегантная связь эстетики природы и моды.

К нитям обратились и в броши Hawaii Bouquet 1939 года, где стебли, собранные в пучок с помощью ленты из желтого золота, усыпаны пятилистниками, украшенными бриллиантами, сапфирами и рубинами. Говорят, название цветочного мотива Hawaii “Fleurettes” посвящено гавайскому медовому месяцу известной клиентки Дома Дорис Дьюк и Джеймса Кромвеля.

Использование желтого золота, а также сочетание рубинов и сапфиров стали символом эпохи Второй мировой войны: в синем и красном цвете французам виделись флаги родной республики. Всемирная беда не остановила полет фантазии ювелиров — в эти годы в Van Cleef & Arpels по-новому взглянули на прежние варианты дизайна. Например, колье из желтого золота, созданное в 1940 году, включает пять съемных брошей — отсылка к универсальному украшению Passe-Partout 1938 года, способному трансформироваться в колье, браслет и ремень.

Брошь Daisy. 1964. Фото: Van Cleef & Arpels
Брошь Daisy. 1964.
Фото: Van Cleef & Arpels

Война разделила производство украшений на время «до и после». В послевоенные годы стиль ар-деко стремительно идет на спад, а ему на смену приходит огромный интерес к роскошным материалам, возвратившимся в ювелирные мастерские. Браслет Flower Lace, созданный в 1946 году, полностью отвечал требованиям нового времени: изделие выполнено из желтого золота и состоит из двойной цепочки-змейки, украшенной кружевным букетом цветов, сердцевины которых сияют благодаря рубинам и бриллиантам.

Еще одним важным периодом прошлого столетия для Van Cleef & Arpels можно назвать 1960–1970-е годы, вдохнувшие дух свободы в ювелирные украшения Дома. Тогда были созданы такие культовые броши, как рубиновая маргаритка Daisy с сердцевиной из бриллиантов круглой огранки и знаковые морозники из коллекции Rose de Noёl. Мастера ювелирного дела талантливо отразили естественную красоту растений: своеобразный природный беспорядок формы передан в драгоценных цветах с помощью «шелковистой» шлифовки, особой закрепки камней и таких нюансов, как различие углов наклона и размеров лепестков. Блестящее ювелирное мастерство проявилось и в комплекте Narcissus из броши и пары серег, где солнечный цвет вестника весны воссоздан с помощью ажурного плетения из тончайших нитей желтого золота.

Брошь Narcissus. 1968. Фото: Van Cleef & Arpels
Брошь Narcissus. 1968.
Фото: Van Cleef & Arpels

XXI век не поставил точку во флористических исканиях бренда. За последние годы Van Cleef & Arpels выпустил несколько коллекций с браслетами, колье, часами и брошами, связанными с тематикой цветов. Современные изделия отличает минималистичный дизайн. Например, графичный и одновременно элегантный мотив Frivole в виде лепестков-сердец из желтого золота, обрамляющих бриллиантовую сердцевину, позволяет включать украшения в повседневный или более формальный стиль.

Сценография выставки создана японским архитектором, основателем парижского архитектурного бюро ATTA Цуёси Танэ. В стремлении воссоздать атмосферу сновидения художник обратился к концепции калейдоскопа и лабиринта. По мере продвижения по выставке зритель теряется среди бесконечных цветных узоров Мики Нинагавы и иллюзий парящих в воздухе драгоценностей, расположенных в почти невидимых витринах.

Познакомиться с драгоценным гербарием Van Cleef & Arpels можно было в Париже в конце прошлого года, но, как обещают, впечатляющая экспозиция совершит международный вояж.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+