18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Неувядающий сад

В проекте Florae участвует Мика Нинагава, создавшая снимки с иммерсивным эффектом. Фото: Van Cleef & Arpels
В проекте Florae участвует Мика Нинагава, создавшая снимки с иммерсивным эффектом.
Фото: Van Cleef & Arpels
№99, март 2022
№99
Материал из газеты

Цветочные украшения французского Дома Van Cleef & Arpels собрали в единый проект Florae

Дом Van Cleef & Arpels уже более 100 лет стремится запечатлеть неуловимую красоту природы в произведениях ювелирного искусства, испытывая особую любовь к цветочному мотиву. Совместно с японским фотографом Микой Нинагавой бренд представил проект выставки исторических и современных украшений, воспевающих изящество естественных форм живых цветов.

Творческий союз Van Cleef & Arpels и Мики Нинагавы начался в 2017 году, а уже через некоторое время появилась выставка Florae. «Дом любит подчеркивать связь между ювелирными изделиями и работами художников, которые черпают вдохновение из тех же источников. Так происходит и в случае с Микой Нинагавой и цветами. Уникальность ее фотографий состоит в иммерсивном подходе. Вместо того чтобы концентрироваться на определенном объекте, она создает из фотографий целую вселенную, чтобы погрузить зрителя в самое сердце природы», — комментирует связь двух видов искусства президент и генеральный директор Van Cleef & Arpels Николя Бос.

Брошь Cosmos. Фото: Van Cleef & Arpels
Брошь Cosmos.
Фото: Van Cleef & Arpels

В драгоценной оранжерее бренда можно встретить самые разнообразные цветы: это и миниатюрные маргаритки, и загадочные морозники, и клевер, приносящий удачу. Для представления своего цветочного богатства на выставке Van Cleef & Arpels выбрали необычный путь — украшения расположены не в хронологическом порядке, а условно разделены на три тематические части: реалистичные изображения цветов, изысканные букеты и стилизованные образы с графичными линиями. Но, несмотря на концептуальное различие украшений, их объединяет фирменный фигуративный подход Дома.

Обращение к флоральной тематике и превращение ее образов в стилизованные орнаменты было особенно популярным в начале XX века, когда зарождался стиль ар-деко. Так, при вручении Гран-при Van Cleef & Arpels на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже в 1925 году жюри отдельно отметило браслет Interwined Flowers. Его асимметричный узор из цветов, созданный из желтых и белых бриллиантов, изумрудов, ониксов и ярких рубинов, значительно повлиял на дальнейшее стилистическое развитие Дома.

Браслет Interwined Flowers. 1924. Фото: Van Cleef & Arpels
Браслет Interwined Flowers. 1924.
Фото: Van Cleef & Arpels

Тревожные предвоенные 1930-е годы оказались для Van Cleef & Arpels временем экспериментов. В 1937-м, год Всемирной выставки в Париже, когда ар-деко переживал небывалый расцвет, Дом создал брошь Silhouette Flower, заполнив пространство украшения пустотами. Гибкая нить из желтого золота одновременно повторяет силуэт цветка и банта, середина которого украшена вихрем рубинов и бриллиантов, — элегантная связь эстетики природы и моды.

К нитям обратились и в броши Hawaii Bouquet 1939 года, где стебли, собранные в пучок с помощью ленты из желтого золота, усыпаны пятилистниками, украшенными бриллиантами, сапфирами и рубинами. Говорят, название цветочного мотива Hawaii “Fleurettes” посвящено гавайскому медовому месяцу известной клиентки Дома Дорис Дьюк и Джеймса Кромвеля.

Использование желтого золота, а также сочетание рубинов и сапфиров стали символом эпохи Второй мировой войны: в синем и красном цвете французам виделись флаги родной республики. Всемирная беда не остановила полет фантазии ювелиров — в эти годы в Van Cleef & Arpels по-новому взглянули на прежние варианты дизайна. Например, колье из желтого золота, созданное в 1940 году, включает пять съемных брошей — отсылка к универсальному украшению Passe-Partout 1938 года, способному трансформироваться в колье, браслет и ремень.

Брошь Daisy. 1964. Фото: Van Cleef & Arpels
Брошь Daisy. 1964.
Фото: Van Cleef & Arpels

Война разделила производство украшений на время «до и после». В послевоенные годы стиль ар-деко стремительно идет на спад, а ему на смену приходит огромный интерес к роскошным материалам, возвратившимся в ювелирные мастерские. Браслет Flower Lace, созданный в 1946 году, полностью отвечал требованиям нового времени: изделие выполнено из желтого золота и состоит из двойной цепочки-змейки, украшенной кружевным букетом цветов, сердцевины которых сияют благодаря рубинам и бриллиантам.

Еще одним важным периодом прошлого столетия для Van Cleef & Arpels можно назвать 1960–1970-е годы, вдохнувшие дух свободы в ювелирные украшения Дома. Тогда были созданы такие культовые броши, как рубиновая маргаритка Daisy с сердцевиной из бриллиантов круглой огранки и знаковые морозники из коллекции Rose de Noёl. Мастера ювелирного дела талантливо отразили естественную красоту растений: своеобразный природный беспорядок формы передан в драгоценных цветах с помощью «шелковистой» шлифовки, особой закрепки камней и таких нюансов, как различие углов наклона и размеров лепестков. Блестящее ювелирное мастерство проявилось и в комплекте Narcissus из броши и пары серег, где солнечный цвет вестника весны воссоздан с помощью ажурного плетения из тончайших нитей желтого золота.

Брошь Narcissus. 1968. Фото: Van Cleef & Arpels
Брошь Narcissus. 1968.
Фото: Van Cleef & Arpels

XXI век не поставил точку во флористических исканиях бренда. За последние годы Van Cleef & Arpels выпустил несколько коллекций с браслетами, колье, часами и брошами, связанными с тематикой цветов. Современные изделия отличает минималистичный дизайн. Например, графичный и одновременно элегантный мотив Frivole в виде лепестков-сердец из желтого золота, обрамляющих бриллиантовую сердцевину, позволяет включать украшения в повседневный или более формальный стиль.

Сценография выставки создана японским архитектором, основателем парижского архитектурного бюро ATTA Цуёси Танэ. В стремлении воссоздать атмосферу сновидения художник обратился к концепции калейдоскопа и лабиринта. По мере продвижения по выставке зритель теряется среди бесконечных цветных узоров Мики Нинагавы и иллюзий парящих в воздухе драгоценностей, расположенных в почти невидимых витринах.

Познакомиться с драгоценным гербарием Van Cleef & Arpels можно было в Париже в конце прошлого года, но, как обещают, впечатляющая экспозиция совершит международный вояж.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+