Выставка «Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия» в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина показывает не только то, что прежде никогда не покидало запасников, но и то, что таилось буквально внутри экспонатов вроде бы известных. Подобной по размаху экспозиции в музее не было последние 20 лет. На выставке сосредоточены находки и открытия, сделанные в рамках мультидисциплинарного проекта, в котором участвовали искусствоведы и историки, антропологи и судебные медики. Основой стали исследования, проведенные в московском Курчатовском институте.
В 2015 году в институте, имеющем статус национального исследовательского центра, начали развивать новое направление исторического материаловедения, была создана лаборатория естественно-научных методов в гуманитарных науках. Первым стало сотрудничество с Историческим музеем, потом с помощью уникальных научных приборов института были изучены хранящиеся в Пушкинском трофейные бронзовые скульптуры эпохи Возрождения — «Иоанн Креститель» и «Танцующий Амур», сильно пострадавшие от огня (целью было оценить их внутреннюю структуру). На исследование мумий из собрания того же музея потребовалось почти пяти лет усилий.
В ГМИИ хранится десять мумий взрослых людей (по большей части в саркофагах), мумия ребенка, еще несколько фрагментов человеческих мумий и мумии различных животных. Пути их поступления в коллекцию различны: из собрания основателя русской школы египтологии Владимира Голенищева, из Музея-института классического Востока, существовавшего с 1918 по 1924 год в помещении Исторического музея, из Антропологического музея Московского университета и других источников.
«В России подробные исследования предприняты впервые. В Музее-институте классического Востока в 1923 году были сделаны рентгеновские снимки двух мумий, которые потом поступили в наш музей, — говорит куратор выставки, заведующая отделом Древнего Востока ГМИИ Ольга Васильева. — Попытки узнать, что у мумий внутри, делались во всем мире начиная с XIX века, когда их разворачивали и тем самым разрушали. Современные методы КТ позволили нам изучить методы пеленания (а это принципиально важно для датировки), как лежит скелет, сложены ли у него руки крест-накрест или вытянуты вдоль тела, вложены ли внутрь амулеты, а также установить, чем болели и от чего умерли эти древние египтяне».
Мумии со всеми предосторожностями, в специальных футлярах перевозили в Курчатовский институт, где сначала опробовали на них метод МРТ (магнитно-резонансная томография), но из-за того, что ткани сильно высушены, он оказался неэффективен. Тогда применили ПЭТ-КТ (позитронно-эмиссионная томография, совмещенная с компьютерной томографией). Рассматривая послойные снимки томографии, специалисты пришли к поразительным выводам. Кроме того, у сильно разрушенных мумий из запасников музея были взяты образцы костного материала.
Оказалось, что все мумии находятся в чужих саркофагах. Например, в роскошном саркофаге с именем Ташет, женщины из богатой фиванской семьи (Греко-римский период, III–I в. до н.э., саркофаг представлен в постоянной экспозиции), находилась мумия мужчины хрупкого сложения (саму мумию не показывали, она в запасниках). У него был сыпной тиф и газовая гангрена, которая, вероятно, и стала причиной смерти.
«Есть два предположения, как могло случиться то, что мумии лежат не в своих саркофагах, — объясняет Ольга Васильева. — Подмена в древности — это маловероятно, хотя возможно. В коллекции есть мумия в картонажном чехле-футляре из проклеенных бинтов, в который она зашита, подменить такую мумию невозможно. По стилю картонаж, скорее, женский, но мумия оказалась мужской. Не исключено, что первоначально картонаж изготавливали для женщины, а похоронили в нем мужчину. Однако в большинстве случаев подмена мумий — это, конечно, дело рук антикваров XIX века. Тогда мумий было найдено очень много, и, чтобы продать подороже, их вкладывали в чужие саркофаги, у которых „родная“ мумия могла быть разрушена, ведь в то время их перетирали на снадобья и даже использовали как топливо».
В саркофаге с женским именем Карама (Греко-римский период, IV в. до н.э. — I в. н.э.) также лежит мужчина. Он умер, возможно, от раны: у него проломлен череп. В саркофаге жреца Хор-Ха (Поздний период, I тыс. до н.э.) находится мумия женщины в идеальном состоянии. Скорее всего, она происходила из очень знатной семьи, мумификация была проведена прекрасно. А вот у мумии с золотой маской (Римский период, I в. н.э., мумия представлена в экспозиции, как и две вышеупомянутые) скелет оказался сильно разрушенным, хотя внешне пеленание очень искусное, с ромбическим узором, и не повреждено. Вероятно, это произошло в процессе бальзамирования.
Смолы для бальзамирования были изучены методом газовой хромато-масс-спектрометрии — в их составе природный битум, пчелиный воск, жиры и масла. Эти знания очень важны для датировки мумий (тем более теперь, когда стало понятно, что привязывать их к саркофагам нельзя), поскольку процесс мумификации подробно описан в древних текстах, он менялся в зависимости от эпохи и региона. Также важны особенности пеленания тел. Радиоуглеродный анализ экспонатов пока не делали — за одним исключением.
В коллекции музея с 1913 года хранится (и постоянно представлен в экспозиции) глиняный гробик с детской мумией, приобретенный у коллекционера Роберта де Рустафьелля в Лондоне. Термолюминесцентный анализ показал, что гроб — подделка рубежа XIX–XX веков. При этом мумия, судя по результатам радиоуглеродного датирования, наоборот, является подлинной и относится к концу додинастической эпохи (около 4000–3000 гг. до н.э.), то есть это едва ли не самый древний экспонат в египетской коллекции музея. Об этом сообщает в итоговом исследовании, опубликованном в журнале Института археологии РАН, научный сотрудник ГМИИ Евгения Анохина. Тело оказалось принадлежащим ребенку (на микрофокусной рентгенограмме видны его молочные зубы), качество жизни которого было достаточно высоким, хотя определяются и некоторые задержки роста, связанные с периодическим недоеданием или болезнями. Умер ребенок, скорее всего, от туберкулеза, который, по различным данным, полученным учеными мира, свирепствовал в районе Фив в ту эпоху.
Для выставки также отобрали семь мумий животных, которые тщательно изучили. И снова получили сюрпризы. «Мумии ястреба, крокодила, кошки и котенка соответствуют своим описаниям. В свертке, насчет которого были сомнения, мумии крокодилов ли внутри или змей, обнаружились девять довольно крупных змей. Собака оказалась просто фальшивой — это некий цилиндрический объект, к которому подставлены ушки из металла. Кстати, обозначенная в инвентарном списке как „мумия младенца“ — тоже фальшивая, это просто сверток ткани. Все это подделки XIX века. Но встречаются и древние псевдомумии. В коллекции есть мумия, по форме напоминающая ибиса (такие были распространены, ведь ибис — это священная птица бога Тота). Оказалось, что внутри останки двух голубей, и она точно сделана в древности, причем очень тщательно. Мумии животных приносились в дар божеству как вотивные — по обету, ради исцеления или исполнения какого-либо желания. Так что могли и куриные косточки положить — магически это „засчитывается“», — улыбается Ольга Васильева.
Интересно, что такие древние псевдомумии музеи уже обнаруживали в своих коллекциях. Например, в Музее естественной истории Филда в Чикаго из трех мумий кошек одна оказалась настоящей, другая — пустой, а третья была набита кожей, галькой и куриными объедками. В Древнем Египте мумификация была прибыльным ремеслом, и храмы штамповали мумии сотнями тысяч, продавая их по заоблачным ценам. Так что «пустые» мумии были не подделкой, а просто более дешевым товаром.
Выставка «Мумии Древнего Египта» занимает самое почетное место в основном здании ГМИИ — центральную ось: Белый зал, колоннаду и торцевые залы. Режиссер Андрей Селиверстов и дизайнер Анна Каменских создали достаточно драматичное пространство, чтобы погрузить зрителей в представления древних египтян о загробной жизни и посмертном существовании. Кураторы просят подчеркнуть, что мумия с точки зрения этики — человеческие останки, поэтому требует соответствующего отношения — это отражено на выставке. На основе снимков КТ антропологи попробовали реконструировать внешность умерших тысячелетия назад древних египтян и воссоздать их лица. Помимо мумий и саркофагов, показаны погребальные пелены и их фрагменты из запасников, которые еще никто не видел, погребальные маски и все фаюмские портреты, скульптура и мелкие предметы. Кроме того, проект включает рассказ о древнеегипетских гробницах, их росписях. Также использованы древние тексты и цитаты из них, посвященные идее бессмертия.
В освободившемся на время выставки зале 6 открылась выставка современной художницы Ирины Затуловской, а в зале 1 и на Белом полу показывают египетскую письменность — ведь в следующем году исполняется 200 лет с момента дешифровки иероглифов Жан-Франсуа Шампольоном, французским историком-ориенталистом и лингвистом, основателем египтологии. Представлены уникальные папирусы из коллекции ГМИИ, в том числе, например, «Путешествия Уну-Амона» начала XXI династии (1069–945 гг. до н.э.), поэтизированная история путешествия жреца из Египта в Финикию, чтобы купить кедровую древесину для строительства священной барки бога Амона.
ГМИИ им. А.С.Пушкина
«Мумии Древнего Египта. Искусство бессмертия»
До 31 мая