Преминганские петроглифы будут возвращены аборигенному сообществу Тасмании и установлены на исходном месте в северо-западной части австралийского островного штата спустя 60 лет после того, как их вывезли оттуда, вырезав пилой из каменного массива.
Музей и художественная галерея Тасмании в Хобарте и Королевское общество Тасмании объявили о предстоящей передаче еще год назад, в феврале 2021-го. Сейчас этот проект вошел в стадию реализации. Он осуществляется в рамках широкой программы инициатив по исправлению исторической несправедливости в отношении коренного населения острова. По словам председателя попечительского совета Музея и художественной галереи Тасмании Бретт Торосси, музей долгое время использовал аборигенов в качестве «объектов исследования», создавая неуместные экспозиции и распространяя ложные представления. Вывоз преминганских петроглифов сотрудниками музея в 1960-е годы служит «показательным примером подобных практик прошлого».
Петроглифы, возраст которых составляет от 4 тыс. до 14 тыс. лет, получили название по территории Премингана площадью 540 га. Эта земля усеяна образованиями из песчаника, на которых первые обитатели острова высекали узоры, обладавшие духовной и ритуальной важностью: группы окружностей и концентрических колец, заштрихованные полосы, линии и очертания, напоминающие человеческие лица. В 1950-е годы Музей и художественная галерея королевы Виктории в Лонсестоне, втором по величине городе Тасмании, провел исследование региона, в ходе которого выявили 36 произведений искусства.
«Мы не знаем, каким значением наделяли их наши предки», — говорит глава Земельного совета аборигенов Тасмании Ребекка Дигни. По ее словам, с грядущим возвращением петроглифов «еще один фрагмент этой головоломки в буквальном смысле встанет на место».
Возврат наскальных рисунков осложняется обстоятельствами, при которых те были вывезены. В 1962 году один из самых выдающихся петроглифов вырезали с помощью ручной пилы. В процессе каменная плита раскололась надвое — всего за несколько часов музейные работники нанесли больший ущерб, чем тысячелетия шквалистых ветров. «Представители Музея и художественной галереи Тасмании действовали как настоящие вандалы», — говорит историк Питер Симс, сделавший фотографии заповедника Премингана еще до переноса петроглифов. Вернувшись туда в конце 1962 года, он был потрясен последствиями этого акта «официального вандализма».
Уже в самом музее крупнейший из петроглифов подвергся новым вмешательствам: раскол заделали при помощи клейкого вещества, для укрепления основы использовали бетон со стальными прутьями, а поверхность покрыли лаком. Трудно поверить, но, по словам Дигни, «все это никак не документировалось, их воспринимали просто как объекты, которые можно поместить в экспозицию». По счастью, другой преминганский памятник, который был тогда вывезен в музей, остался нетронутым. «Этот петроглиф довольно легко вернуть на место», — считает Дигни.
Тем временем территория заповедника Премингана тоже претерпела изменения. В 1970-е годы местные жители засыпали массив наскального искусства песком, чтобы защитить его от дальнейшего вандализма и разрушения под воздействием окружающей среды. Установить местонахождение распиленной глыбы песчаника удалось лишь недавно. Работы по возвращению петроглифов уже идут, однако подробности пока не разглашаются. По словам Дигни, транспортировка столь крупных, тяжелых и при этом крайне хрупких объектов — непростая задача. «Страшно повредить их еще больше».