18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Российские олигархи покидают попечительские советы крупнейших мировых музеев

Выставка «Россия!» в Музее Соломона Р.Гуггенхайма в 2005 году. Фото: Guggenheim Museum
Выставка «Россия!» в Музее Соломона Р.Гуггенхайма в 2005 году.
Фото: Guggenheim Museum

Конфликт на Украине и западные санкции против России влияют на мир искусства и арт-рынок: Королевская академия, Тейт и Музей Гуггенхайма отказались от сотрудничества с российскими бизнесменами

Российский предприниматель Петр Авен с 1 марта более не является попечителем Королевской академии художеств в Лондоне. Это случилось после того, как он и его деловой партнер Михаил Фридман попали под санкции Европейского союза. Британские культурные институции столкнулись с серьезным давлением со стороны политиков и общества, призывавших отказаться от любых связей с российским бизнесом. Как сообщила британская газета Guardian, музей также вернул Авену благотворительный взнос в пользу выставки «Фрэнсис Бэкон. Человек и чудовище», которая проходит в Королевской академии до 17 апреля. Точный размер пожертвования не называется, так как эта информация составляет коммерческую тайну.

Под вопросом теперь судьба частного музея, который Петр Авен планировал открыть в Риге в 2025 году. Обладатель одного из самых значимых собраний русского искусства конца XIX — начала ХХ века приобрел несколько лет назад здание на улице Валдемара, 19, напротив Национального художественного музея. Частный музей русского и латышского искусства возглавила Надежда Степанова, которая в прошлом была директором Института русского реалистического искусства в Москве. Однако на фоне санкций ЕС против Петра Авена в Латвии было начато расследование обстоятельств, при которых российский бизнесмен получил латвийское гражданство (у Авена — латышские корни по отцу). По данным Интерфакса, Минюст Латвии ищет возможности для лишения его гражданства. По утверждениям анонимных источников, большая часть коллекции Авена уже не находится в стране.

Здание в Риге, где Петр Авен планировал открыть музей. Фото: Expobank, Latvia
Здание в Риге, где Петр Авен планировал открыть музей.
Фото: Expobank, Latvia

Перед дилеммой, с которой столкнулась британская Королевская академия художеств, оказываются и другие музеи на Западе. Нью-йоркский Музей Гуггенхайма заявил в среду 2 марта о том, что российский миллиардер Владимир Потанин более не является его попечителем. «Владимир Потанин уведомил попечительский совет о своем решении уйти с поста попечителя, вступающем в силу немедленно», — говорится в заявлении институции. Бизнесмен более 20 лет поддерживал Музей Гуггенхайма и его проекты, в том числе знаменитую выставку «Россия!» 2005–2006 годов. Напомним, что Владимир Потанин с 2003 года является председателем попечительского совета Государственного Эрмитажа и основателем благотворительного фонда, который много лет поддерживает российские музеи, в том числе региональные. В 2016 году фонд был инициатором передачи в дар Центру Помпиду в Париже крупнейшего собрания современного русского искусства и выставки «Коллекция!». Также благодаря инициативам предпринимателя отечественные музеи теперь могут создавать фонды целевого капитала. В эндаументы Эрмитажа и Государственной Третьяковской галереи им были сделаны щедрые взносы.

Под ударом оказался британский музей Тейт: в числе почетных членов его фонда — российский миллиардер Виктор Вексельберг. Хотя в данный момент Вексельберг не подвергается санкциям со стороны Великобритании или ЕС (он с 2018 года находится в аналогичном списке в США), в британских СМИ звучат требования исключить его из числа попечителей музея, представляющего национальное искусство Британии. В заявлении, опубликованном Artnet, представитель Тейт объявил, что Вексельберг сделал крупное пожертвование в пользу музея семь лет назад и что его статус является почетным, постоянного взаимодействия с ним нет.

Экспозиция музея Яд Ва-шем. Фото: Yad Vashem
Экспозиция музея Яд Ва-шем.
Фото: Yad Vashem

В щекотливое положение попал израильский музей холокоста Яд Ва-шем, правление которого менее месяца назад официально обратилось к США с просьбой не применять санкции к российскому олигарху Роману Абрамовичу. Как стало известно из публикации газеты Times of Israel, Дэни Даян, председатель музея Яд Ва-шем, подписал 6 февраля совместное письмо, адресованное Тому Найдсу, послу США в Израиле, в котором говорится, что Абрамович является «вторым по величине частным спонсором» музея. Через две недели после отправки письма бизнесмен пожертвовал музею неуказанную «восьмизначную сумму», а 22 февраля Яд Ва-шем объявил, что вступает в «стратегическое партнерство» с Абрамовичем, которое «расширит и укрепит исследовательскую деятельность Яд Ва-шем в то время, когда искажение, отрицание и политизация холокоста вызывают тревогу во всем мире». Следует отметить, что на данный момент Роман Абрамович не находится под санкциями со стороны каких-либо западных стран. Основанный им совместно с Дашей Жуковой Музей современного искусства «Гараж» первым из российских музеев объявил о приостановке работы над новыми выставками, ближайшие из которых — «Лидия Мастеркова. Обогащенная ретроспектива» и проект Анне Имхоф — были намечены на март и апрель.

Дистанцироваться от российского бизнеса, который разом стал восприниматься на Западе как «токсичный», поспешили и частные лица. Так, в четверг 3 марта о своем уходе с должности художественного директора фонда V–A–C, основанного председателем правления ПАО «Новатэк» Леонидом Михельсоном, заявил куратор Франческо Манакорда. Ранее Дом культуры «ГЭС-2», один из ключевых проектов фонда, сообщил о досрочном закрытии выставок и приостановке деятельности в связи с ситуацией на Украине. «К большому сожалению, текущие события существенно изменили рабочие и личные условия, поэтому я пришел к выводу, что у меня не получится продолжить работу с той же самоотверженностью, которой я бы мог гордиться. Мое решение далось мне с большим трудом и сожалением», — пояснил Франческо Манакорда ТАСС.

Аукционному дому Phillips пока что удается балансировать на грани в стремительно меняющемся мире. В среде западных коллекционеров и арт-дилеров звучат призывы бойкотировать торги Phillips по той причине, что аукционный дом принадлежит компании Mercury Group, основанной российскими предпринимателями Леонидом Фридляндом и Леонидом Струниным (ни один из них не вошел в санкционные списки США и Великобритании). В самом начале украинского кризиса на официальной странице Phillips в Instagram появилось заявление генерального директора Стивена Брукса, который осудил российскую военную операцию. Кроме того, выручка от вечернего аукциона искусства ХХ века 3 марта (речь идет именно о комиссионных Phillips) будет направлена украинскому Красному Кресту — это £5,8 млн. Судя по тому, что вчерашние торги были для аукционного дома успешными (продано 83% лотов), такая стратегия поведения пока что оправдывает себя на Западе.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+