Вряд ли Пьер Франсуа Паскаль Герлен, парфюмер-химик по профессии, открывая собственное дело в 1828 году, мог подумать, что в новом тысячелетии его имя будет неразрывно связано не только с историей парфюмерии и косметики, но и с историей Франции как таковой. Особую роль в этом сыграла супруга Наполеона III, императрица Евгения. Признанная законодательница мод поддержала многие знаменитые ныне французские дома, создававшие предметы роскоши. Своим вниманием она отметила и Герлена: в 1853 году присвоила ему титул «официального парфюмера ее величества» за созданный в ее честь аромат Eau de Cologne Impériale. Тонкий вкус монаршей особы требовал создания композиции гениальной простоты — в ней слились роза, флердоранж и жасмин. Герлен придумал для подарка императрице особый флакон с изображением пчел, который изготовили и вручную украсили мастера стекольной мануфактуры Pochet du Courval. Тогда такой подход был поистине инновационным: прежде духи разливали в аптечные склянки. Главный элемент декора Eau de Cologne Impériale — пчела — появился не просто так. Пчела стала эмблемой французских императоров при Наполеоне Бонапарте. Именно пчелы сменили геральдические лилии Бурбонов на гербе, коронационной мантии и штандартах. Несмотря на то что Наполеон I был свергнут, золотые пчелы остались символом империи и достались по наследству и его племяннику, Наполеону III. Впечатленная подарком Евгения не только титуловала Герлена, но и позволила сделать императорскую пчелку собственным знаком парфюмера. Так с 1853 года пчела навсегда стала символом Guerlain.
Несмотря на новые веяния, Дому удалось сохранить индивидуальность и приверженность селективным ароматам.
Венец высокой парфюмерии Guerlain — коллекция L’Art & La Matière (фр. «искусство и ингредиенты») — олицетворяет собой неизменную приверженность Дома качеству и красоте, которая движет им с момента основания.
Недавно коллекция изысканных композиций пополнилась новым парфюмерным шедевром — Musc Outreblanc. Свежий аромат раскрывает все многообразие выразительных мускусных нот с их благородными полутонами. Musc Outreblanc, по словам его автора, парфюмера Дельфин Джелк, вдохновлен знаменитой скульптурой Огюста Родена «Поцелуй» и балансирует на грани нежности и чувственности.
Такое сравнение неудивительно для коллекции L’Art & La Matière: каждый аромат в ней рожден в порыве вдохновения. Подобно тому, как живописец всматривается в чистый холст или писатель подбирает слова для новой главы, парфюмеры Guerlain сочиняют их драгоценные композиции, облекая в материальную форму идеи.
«Я создавала Musc Outreblanc, стараясь сохранить чистые грани мускусных нот, при этом облагораживая их шероховатости, их текстуру», — говорит Дельфин Джелк. Ноты мускуса, легкие и в то же время чувственные, сливаются с ароматом кожи и раскрываются интимным, обволакивающим и исключительно стойким шлейфом. В основе пирамиды Musc Outreblanc — аккорд из нот белого мускуса и амбретты с нюансами груши и ириса. Начальные ноты выразительно окрашены нероли, за ними проступает нежный цветочный букет из абсолю флердоранжа и нот болгарской розы с вкраплениями пудровых мускусных нот и амбретты. Знаковый ингредиент Guerlain, масло ириса бледного, добавляет композиции иную грань: он почти материализуется, создавая ощущение прикосновения к гладкому куску белого мрамора. Базовые ноты аромата раскрываются молочным аккордом, основу которого составляют белая амбра и сандаловое дерево, сливающиеся в узнаваемый шлейф Guerlain.
Пьер Франсуа Паскаль Герлен одним из первых обратил внимание на важность союза аромата и флакона. На заводе во французском Орфане, откуда по миру расходятся духи Guerlain, как и прежде, работают dames de table — мастерицы, сохраняющие приемы старинных техник упаковки ароматов: барбишажа, бодрюшажа и сургучового запечатывания флакона. Как и парфюм императрицы Евгении, флакон Musc Outreblanc упакован с использованием этих приемов. Сквозь его стеклянные стенки аромат демонстрирует неискаженные цвета ингредиентов. Восходящий к легендарной модели Guerlain Square Bottle, восьмиугольный флакон украшен выгравированным символом Дома — пчелой — и представлен в объеме 100 мл. Он снова изготовлен Pochet du Courval, исторической стекольной мануфактурой, с которой Guerlain сотрудничает с 1853 года. На черной мерцающей крышке выгравирован логотип — двойная литера G. Форма крышки и искусная отделка черным шнурком напоминают традиционное запечатывание парфюмов методом бодрюшаж, а сургучная печать ставится как дань уважения прежним традициям.
Персонализация предлагает множество вариантов декора флакона и цветов его отделки. Благодаря приверженности Дома художественным ремеслам, Musc Outreblanc доступен с изящной отделкой ограниченной серии, созданной мастерами, поддерживающими давние связи с Guerlain. Коллекция включает в себя инкрустацию Лизон де Кон, вышивку «Пчела Дома Guerlain» от мастера Бизе и сверкающую версию из перламутра. Также в разных цветовых вариантах предлагаются витой шнурок и печать. Помимо этого, на флакон можно нанести гравировку — инициалы, имя или короткое сообщение, сделав его уникальным аксессуаром, который прослужит долгие годы благодаря возможности бесконечно наполнять его в избранных бутиках Guerlain (к сожалению, в России это пока невозможно, зато на родине Герленов такой проблемы не возникнет).
То, что вдохновением для новой парфюмерной композиции Дельфин Джелк стала именно скульптура Родена «Поцелуй», одна из самых знаменитых в истории искусства, глубоко символично.
Парфюмеры тоже по-своему скульпторы: они создают композиции, добавляя нужное и отсекая лишнее, чтобы добиться идеального баланса. Между творчеством великого мастера и Дома Guerlain можно провести и другие параллели. Например, истинными музами и для Родена, и для Guerlain были женщины. В жизни легендарного скульптора женщин было много. Это и его верная спутница, преданная и понимающая Роза Бёре, и целая вереница возлюбленных. Самая известная из них — Камилла Клодель. Их драматическая история любви описана во множестве книг и дважды экранизирована (в 1998 году режиссером Брюно Нюйттеном и в 2017-м Жаком Дуайоном). Клодель попала в мастерскую Родена отнюдь не в качестве натурщицы: она и сама была талантливым скульптором. Молодая, красивая, подающая надежды ученица была младше учителя на 24 года, что не помешало им мгновенно влюбиться друг в друга. Бурный и страстный роман продолжался почти десять лет, в течение которых Роден создал множество великих работ на тему любви, в том числе знаменитый «Поцелуй». Клодель разорвала отношения в 1893 году, поняв, что мастер никогда не оставит свою верную Розу. Скульптурная композиция «Зрелый возраст», созданная Камиллой в год расставания, стала яркой и чувственной аллегорией ее разрыва с Роденом: мужчина, влекомый старой женщиной, не оборачиваясь, уходит от умоляющей его на коленях девушки.
После разрыва с Клодель любовницей Родена довольно долго была маркиза де Шуазель. Была среди его муз и британская художница Гвен Джон. Имена других подруг мастера в истории не увековечены, но точно известно, что их немало. В конце концов, обнаженное тело — главный мотив Родена. Движения человеческого тела, которые он так умело передавал в камне и бронзе, стали его универсальным средством для воплощения эмоций. Ему позировали обнаженными многие, в том числе великие танцовщики Айседора Дункан и Вацлав Нижинский. Как рассказывал сам скульптор, «понять свет, ню, море и соборы» ему помог его друг Клод Моне.
И это еще одна точка соприкосновения двух великих имен — Родена и Герлена. Продолжатель семейного дела Жак Герлен был страстным коллекционером работ импрессионистов, с большинством из которых был так дружен скульптор. Да и все представители легендарной парфюмерной династии всегда так или иначе были связаны с искусством. Семью Герлен с их утонченным вкусом неизменно вдохновляли искусство, архитектура, литература, театр, путешествия и благородные виды спорта вроде верховой езды. С детства соприкасаясь с прекрасным, они остро чувствовали дух времени, умело отвечая на запросы публики и создавая легендарные ароматы, которые остаются актуальными и желанными и десятилетия спустя.
Так, созданный Жаком Герленом аромат Mitsouko стал ответом на всеобщую увлеченность Востоком в «прекрасную эпоху», или, как ее называют французы, Belle Époque. Название аромата — «загадка» по-японски — отсылает к героине романа Клода Фаррера «Битва» («Душа Востока»), где рассказывается история любви юной Мицуко и молодого британца во время русско-японской войны. Mitsouko полюбился не только женщинам, но и мужчинам, например Чарли Чаплину, Сергею Дягилеву и Вацлаву Нижинскому.
Другой аромат, L’Heure Bleue, Жак Герлен создал для своей дамы сердца с оглядкой на произведения нежно любимых им импрессионистов, передававших, как и новый парфюм, ощущение мимолетности момента. Еще один шедевр, легендарный Shalimar («храм любви» на санскрите), был вдохновлен историей любви Шах-Джахана и его супруги Мумтаз-Махал, после смерти которой император распорядился возвести величественный Тадж-Махал. Этот аромат стал сенсацией на Всемирной выставке в Париже в 1925 году. Эскиз флакона, напоминающего фонтан в садах Великих Моголов, создал Раймон Герлен, а мастера хрустальной мануфактуры Baccarat воплотили его в жизнь.
Связь с миром искусства Дом Guerlain поддерживает и сейчас. Вот уже 15 лет подряд он сотрудничает с парижской ярмаркой современного искусства FIAC, ежегодно проводя в бутике на Елисейских Полях выставки скульптуры, живописи, фотографии и инсталляций.
Духи Guerlain становились героями многих произведений искусства.
Польская художница Юстина Нейман, которая пишет картины на основе впечатлений от ароматов, две работы посвятила Shalimar и Samsara от Guerlain. Немало упоминаний Дома можно встретить в литературе. Например, в «Циниках» Анатолия Мариенгофа, в «Третьем Риме» Георгия Иванова или у Валентина Катаева в книге «Алмазный мой венец». В «Мастере и Маргарите» Михаила Булгакова Гелла говорит о Guerlain и отдельно о Mitsouko на представлении Воланда в театре Варьете. В кино знаменитые духи тоже фигурируют нередко. В «Ничего не вижу, ничего не слышу» одну из преступниц, Еву, узнают по шлейфу аромата Shalimar. Его же носит героиня Сигурни Уивер в фильме «Деловая женщина». В знаменитой экранизации детективного романа «Смерть на Ниле», где снялись такие легенды кинематографа, как Джейн Биркин, Бетт Дэвис, Мэгги Смит, Миа Фэрроу и Лоис Чайлз, у наследницы многомиллионного состояния Линнет на туалетном столике стоит большой флакон того самого Shalimar. L’Heure Bleue появляется в «Дневной красавице» с Катрин Денёв, а слепой полковник Фрэнк Слейд в исполнении Аль Пачино в фильме «Запах женщины» почувствовал от своей незнакомой партнерши по танцу аромат Mitsouko.
На протяжении долгой истории Guerlain его творцы создают уникальные парфюмерные шедевры и совершенствуют мастерство, чтобы и сегодня дарить поклонникам удивительные ольфакторные произведения. Искусство высокой парфюмерии Дома Guerlain — это бесценное наследие редких и исключительных ароматов, которое продолжает и совсем новый Musc Outreblanc.