18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Партитура событий: на выставке в Самаре звучит история Седьмой симфонии Шостаковича

Мэппинг на фасаде Самарского академического театра оперы и балета. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Мэппинг на фасаде Самарского академического театра оперы и балета.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

В Самаре отмечают 80-летие первого исполнения Седьмой симфонии («Ленинградской») Дмитрия Шостаковича. Оркестр Большого театра возвращается на ту же сцену, где в 1942 году состоялась премьера. Музыкальную программу дополняет выставочная

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича посвящена блокадному Ленинграду, но особое значение имеет и для Самары: именно здесь она была завершена и впервые прозвучала. Премьера состоялась 5 марта 1942 года во Дворце культуры (ныне — Самарский академический театр оперы и балета). Исполнили сочинение музыканты эвакуированного из Москвы Большого театра под управлением дирижера Самуила Самосуда.

Сохранилась фотография, на которой запечатлена предпремьерная репетиция оркестра. По какой-то причине — возможно, большое пространство концертного зала трудно было отапливать — она проходила не на сцене, а в фойе второго этажа, торжественном помещении с люстрами и белыми мраморными колоннами. Этот снимок положил начало выставочному проекту, рассказывающему о Седьмой симфонии и ее авторе. Выставка занимает то самое фойе, где 80 лет назад репетировал оркестр, и тем самым синхронизирует эпохи, переносит посетителя в прошлое. Этому способствует небанальное решение архитекторов экспозиции: подиум, на котором она размещена, расчерчен таким образом, чтобы показать рассадку музыкантов. Вот здесь сидели скрипачи, альтисты, виолончелисты, тут располагалась группа деревянных духовых, а там стоял дирижер. Пока ты бродишь среди них, невидимых, оркестр будто оживает. Также можно заглянуть в партитуры, услышать воспоминания музыкантов и сольные партии инструментов.

Фрагмент экспозиции в Самарском академическом театре оперы и балета. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Фрагмент экспозиции в Самарском академическом театре оперы и балета.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Выставка демонстрирует тщательную работу с архивными материалами: на ней представлены фотографии, видеозаписи, афиши, отрывки из писем и газетных статей, страницы и обложки журналов, листы партитуры и прочее — то, что сохранилось в архивах музея и нотной библиотеки Большого театра России и Самарского академического театра оперы и балета. Первый раздел экспозиции рассказывает о довоенной деятельности Шостаковича, его дружбе и сотрудничестве с Маяковским и Мейерхольдом, работе над музыкой к пьесе «Клоп», балету «Болт», операм «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда», о творческих поисках композитора и жесткой критике, с которой он столкнулся. Второй раздел повествует о перипетиях, сопутствовавших созданию и первым исполнениям «Ленинградской». Так, зачисленный в начале войны добровольцем в пожарную команду, композитор писал симфонию даже на дежурстве; при эвакуации в Куйбышев партитура с тремя частями сочинения была утеряна, но затем чудом нашлась на одной из станций; в Ленинграде для исполнения симфонии пришлось демобилизовать музыкантов из действующей армии, поскольку местный оркестр в первый год блокады потерял значительную часть своего состава. Наконец, третий раздел экспозиции посвящен судьбе симфонии, ее шествию по миру, премьерам в Лондоне, Нью-Йорке и других городах. Тут можно увидеть обложку журнала Time с портретом Шостаковича в пожарной каске, созданном на основе фотографии, сделанной летом 1941-го.

Руководитель проекта Михаил Савченко отмечает живой, рукотворный характер экспозиции: «Здесь много рукописного текста, подиум разрисован вручную, использована обычная афишная печать». Он подчеркивает, что при подготовке премьеры в военное время организаторам и музыкантам «приходилось нелегко, и потому нам хотелось создать пространство, которое будто бы собрано из того, что было под рукой, чтобы все это вместе составляло единую симфонию».

Фрагмент экспозиции в Самарском академическом театре оперы и балета. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Фрагмент экспозиции в Самарском академическом театре оперы и балета.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Выставка в фойе обрамляет главное событие — исполнение великого сочинения Шостаковича на той же сцене и в тот же день, что и 80 лет назад, оркестром Большого театра, который по этому случаю вернулся в Самару. Однако, в отличие от концерта, экспозицию можно будет увидеть почти до конца месяца. Кроме того, к памятной дате был подготовлен зрелищный мэппинг на фасаде театра, обыгрывающий архитектуру здания и иллюстрирующий историю создания Седьмой симфонии. В нем тревожные видения войны и эвакуации сменяются образами вдохновенной работы над музыкой, а фасад то и дело превращается в фортепианную клавиатуру. Некоторое время перед зданием театра также будет функционировать вечерняя светомузыкальная инсталляция, созданная студией Playtronica: зрителям предлагается направлять лучи прожекторов на специальные метки на фасаде, чтобы пробудить разные инструменты и ‎собрать‎ фрагмент из первой части симфонии. Проект, включающий выставку и наружные медиаобъекты, реализован при участии филиала Третьяковской галереи в Самаре.

Самарский академический театр оперы и балета
«‎80 лет Седьмой (Ленинградской) симфонии»
До 28 марта‎

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+