Открывшийся в феврале Центр авангарда — экспериментальный проект по изучению и популяризации наследия уральского авангарда. Новая институция расположилась в знаменитом Доме Гостяжпромурала по проспекту Ленина, 52 — в том же пространстве, которое еще в прошлом году досталось Музею истории Екатеринбурга.
«В 2019 году мы получили грант от Фонда Владимира Потанина на создание проекта „Центр авангарда“. С тех пор он живет и развивается, вовлекая все больше людей. Все это время мы пытались его концептуализировать и найти подходящую площадку. Сейчас, когда она наконец найдена, проект станет открытым для всех, кто интересуется нашим наследием начала ХХ века. Помимо научно-исследовательской части, центр развивает активистскую составляющую, которую мы делаем вместе с горожанами: „Авангардный двор“, „Авангардный спорт“, выставочные проекты и многое другое», — рассказала The Art Newspaper Russia руководитель проекта «Территория авангарда» Лариса Пискунова.
Центр авангарда открылся программой «Авангардный февраль на Ленина, 52». Главным проектом стала инсталляция нидерландского саунд-артиста, композитора и звукорежиссера Андреаса Кюне. Автор работы «Взаимосвязь/Сеть/Сплетения» создал абстрактную симфонию, посвященную уральскому конструктивизму. Звуки для нее в прошлом году собрали местные волонтеры в конструктивистских зданиях Екатеринбурга и Свердловской области.
Несмотря на то что в программе Центра авангарда заявлены лекции, выставки, публичные мероприятия, формат работы новой институции пока остается не вполне ясным. «Мы только-только открылись и все еще находимся в поиске себя и своего места на культурной карте города. Понятно, что у центра будут информационная, образовательная, выставочная функции. Помимо этого, планируем продавать сувениры, книги, плакаты, популяризирующие авангард. Но это только часть того, что мы хотим сделать, остальное пока в проработке», — сказала Пискунова.
Площадка в Доме Гостяжпромурала отдана Центру авангарда на партнерских условиях — как долго он здесь пробудет, никто не прогнозирует. Сейчас центр занимает бывшую столовую и физиотерапевтический кабинет, при этом оба помещения ждут ремонта — требуется ремонт крыши, замена коммуникаций и сантехники. Грантовые средства от Фонда Владимира Потанина выделены на проведение мероприятий и исследовательской работы, тратить их на ремонт центр не может. Лариса Пискунова с коллегами рассчитывает на помощь со стороны Музея истории Екатеринбурга и местного бизнеса.
Дома из архитектурного ансамбля Гостяжпромурала — один из знаковых конструктивистских комплексов Екатеринбурга и самый большой дом-коммуна в Советском Союзе. Квартал, состоящий из двух жилых комплексов, построен в 1930–1937 годах по проекту Георгия Валенкова, Александра Горшкова и Евгения Короткова. Жилье в домах-коммунах предназначалось инженерам, ученым и техническим работникам Гостяжпромурала. Помимо квартир, здесь располагались общежитие, столовая, детский сад, ясли, медицинский центр с поликлиникой и стационаром, баня, административно-хозяйственный корпус с котельной, актовые залы, библиотека. В 1974 году Дома Гостяжпромурала признаны историко-архитектурным памятником, позже — объектом культурного наследия федерального значения. В 2021 году здания передали городскому управлению культуры.
Интерес к авангарду — общемировой тренд последних десятилетий, так что появление Центра авангарда ожидаемо и закономерно. Однако у новой институции есть и особый смысл. «Российский авангард дал множество творческих импульсов для художественных процессов ХХ века — от архитектуры до музыки, — рассуждает Лариса Пискунова. — Но уральский авангард — отдельное явление, заслуживающее изучения и осмысления. Он, как ничто лучше, показывает многогранность и многослойность городской истории, которая зачастую упрощается и сводится только к горнозаводской цивилизации Урала. Авангард — это еще одна важная идентичность для региона, на которую мы можем опереться. Для региона это счастливый билет в мировое культурное пространство. Кроме того, конструктивистская архитектура — это еще и отличная возможность для брендинга территории: благодаря этой теме мы можем заявить о себе и сформулировать нужные городу нарративы».
В Екатеринбурге самое большое количество памятников российской авангардной архитектуры, не считая Москвы и Санкт-Петербурга. Постройки отличаются ансамблевостью и разнообразием функций: это не только жилье, но и дома культуры, типографии, банки, гостиницы.