18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Железная воля: что нужно, чтобы с умом отреставрировать барочную ограду

Внимательный взгляд на решетки Жана Тижу позволяет заметить элементы, искажающие облик оригинала. Фото: Hampton Court Palace
Внимательный взгляд на решетки Жана Тижу позволяет заметить элементы, искажающие облик оригинала.
Фото: Hampton Court Palace

Кованые решетки дворца Хэмптон-Корт в скором будущем должны обрести первоначальный вид. Хотя задача представляется довольно сложной: несмотря на королевский статус достопримечательности, на ее долю выпало много испытаний

Винты с прямым шлицем и закрашенные краской отверстия от старых заклепок помогают разобраться в запутанной истории одного из самых роскошных в Англии образцов работы по металлу — кованых железных решеток Жана Тижу. Этот финальный штрих к новому саду с фонтанами у дворца Хэмптон-Корт в 1689 году заказали французскому мастеру-гугеноту Тижу монархи-протестанты Вильгельм III Оранский и Мария II Стюарт. Позднее решетки установили в дворцовом саду Прайви-гарден со стороны Темзы, где они находятся и сегодня — правда, попали они туда не сразу и не без приключений.

Вскоре решетки полностью демонтируют (работы уже идут) для тщательной реставрации: их очистят до металла и изучат. Расчистка предстоит непростая: в ХХ веке ограду перевозили на авиабазу, где покрыли слоем защитной краски, в состав которой входили высокотоксичные вещества. Основная задача проекта состоит в том, чтобы устранить последствия прежних бессистемных починок. Например, в период послевоенного дефицита в 1940-е годы некоторые утраченные детали заменили копиями, изготовленными из переплавленных металлических офисных шкафчиков, и значительная часть замысловатых листьев аканта, цветочных гирлянд, загадочных масок и геральдических символов, которые мы видим сегодня, — всего лишь бледные подобия оригиналов.

Реставратор в процессе работы. Фото: Hampton Court Palace
Реставратор в процессе работы.
Фото: Hampton Court Palace

Архитектор Эндрю Харрис, чье бюро Martin Ashley Architects ведет этот реставрационный проект совместно с некоммерческой организацией «Исторические королевские дворцы», и искусствовед Сюзанна Грум уже несколько десятилетий исследуют историю ограды. Грум удалось даже отыскать потомков Тижу, но по-прежнему не установлено, когда именно он приехал в Англию и начал работать над престижными заказами; тайной остаются также дата его смерти и место захоронения. Точно известно, что в начале 1700-х, после смерти Вильгельма и Марии, Тижу несколько лет добивался выплаты последней £1 тыс. за ковку этих решеток.

К XIX веку об авторстве Тижу успели забыть. Табличка, установленная в местной церкви, гласит, что решетки выковал ноттингемский мастер Хантингдон Шоу, который по этой причине даже удостоился статуи в ряду великих архитекторов, художников и ремесленников Великобритании, увековеченных на фасаде Музея Виктории и Альберта, — к немалой досаде Грум и Харриса.

В XIX веке и сами решетки оказались в этом музее. Но в экспозиции для них не нашлось места, поэтому их раздали во временное пользование в разные концы страны. Одна решетка, украшенная кельтской арфой и пышногрудой дамой, отправилась в Дублин. Ноттингем, получивший другую, отчаянно боролся за право оставить ее у себя, когда в 1902 году принц Уэльский начал свозить секции обратно в Хэмптон-Корт. При каждой транспортировке некоторое количество изысканных элементов оказывалось повреждено, украдено либо отваливалось, о чем свидетельствуют ящики с фрагментами в музейных запасниках. На самих решетках заметны плохо подогнанные или попросту помещенные не туда поздние добавления.

Дворцовый сад Прайви-гарден. Фото: Hampton Court Palace
Дворцовый сад Прайви-гарден.
Фото: Hampton Court Palace

Теперь мастер по металлу из Дорсета Пол Аллен изготавливает новые детали на основе оригинальных эскизов и дошедших до нас фрагментов. Это один из немногих современных специалистов, способных на достойном уровне воспроизвести сложную технику репуссе (выколотки), когда металл обрабатывается с обратной стороны на деревянной колоде. Аллен рассказывает, что его восхищает мастерство предшественников: на прорисовку очертаний одного листа может уйти целый день. «Тижу не мог сделать все это в одиночку, — уверен он. — Тут чертовски много работы».

Первая решетка вернется в Хэмптон-Корт уже нынешней весной. Проект ведется на средства из Фонда поддержки исторического наследия. Ожидается, что эта реставрация даст большой объем информации, которая поможет в работе над остальными 11 решетками. Однако для продолжения проекта требуется организовать кампанию по сбору средств. По оценке менеджера проекта Зои Робертс, стоимость работ над одной решеткой составит до £270 тыс., а реставрация всех 12 может обойтись примерно в £3 млн. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+