18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Деревянный сокол, проданный на аукционе за £75, оказался геральдическим знаком Анны Болейн

Сейчас резной сокол Анны Болейн выставлен во дворце Хэмптон-Корт. Фото: Historic Royal Palaces
Сейчас резной сокол Анны Болейн выставлен во дворце Хэмптон-Корт.
Фото: Historic Royal Palaces

Сокол Анны Болейн, снятый после ее казни, вернулся домой в Хэмптон-Корт спустя 500 лет после первой встречи Генриха VIII и его второй супруги

Небольшая бело-золотая птица в короне и со скипетром, устроившаяся в кусте тюдоровских роз, теперь экспонируется во дворце Хэмптон-Корт. Возвращение этого недавно найденного геральдического символа Анны Болейн приурочено к 500-летию с того момента, когда Генрих VIII впервые увидел свою будущую жену. Скульптура будет экспонироваться в центральном зале, для которого, как полагают эксперты, она, вероятно, и была создана.

Благодаря бережной расчистке соколу Болейн вернули первоначальные цвета, удалив слой черной краски, а также воск, сажу и копоть, веками скапливавшиеся на его поверхности. Хэмптон-Корт получил скульптуру в долгосрочное пользование от арт-дилера Пола Фицсиммонса, специалиста по ранним английским изделиям из дуба, который заметил птицу в 2019 году на аукционе — распродаже коллекции другого дилера.

Интуиция подсказала Фицсиммонсу, что сокол может быть связан с королевским двором, и он приобрел его за £75.

Генрих VIII обратил внимание на 21-летнюю фрейлину, когда еще состоял в браке с Екатериной Арагонской. Незадолго до первой встречи с королем Анна Болейн вернулась из Парижа — в элегантных французских нарядах и с изысканными манерами. Она впервые предстала перед ним в придворном спектакле, одетая в бело-золотой костюм Настойчивости — и этой черты ей действительно было не занимать. Несмотря на то что дошедшие до нас портреты Болейн можно назвать, скорее, нелестными, современники отмечали ее очарование и остроумие, которые пленили Генриха.

Портрет Анны Болейн. Около 1550. Фото: Hever Castle
Портрет Анны Болейн. Около 1550.
Фото: Hever Castle

К 1533 году король радикально изменил ход английской истории, порвав с Римом и аннулировав свой брак с Екатериной, чтобы жениться на Анне. Радуясь новой женитьбе и надеясь наконец-то получить наследника мужского пола, он велел украсить парадный зал Хэмптон-Корта переплетающимися буквами «А» и «Г», а также гербами и эмблемой Болейн — белым соколом с цветущими розами, растущими из мертвого пня, которые символизировали плодородие.

Три года спустя Анну, родившую за это время лишь одну дочь, будущую королеву Елизавету I, обвинили в супружеской неверности и инцесте и обезглавили в Тауэре, что позволило Генриху жениться на третьей из шести своих жен, Джейн Сеймур.

Легенда гласит, что со стен зала содрали все, что напоминало о Болейн.

Однако на деле многие ее геральдические знаки сохранились, поскольку из соображений экономии их просто закрасили, как ранее это проделали с геральдическими знаками Екатерины Арагонской.

Фицсиммонс сообщил о своих подозрениях относительно сокола фонду «Исторические королевские дворцы». Проведенное исследование выявило разительное сходство скульптуры с 43 сохранившимися птицами, едва различимыми на фризе и древесине крыши в центральном зале Хэмптон-Корта. До нас дошло даже имя их создателя — им был Томас Джойнер, получивший плату в размере 5 фунтов 4 шиллингов и 2 пенсов за 250 «эмблем короля и королевы». Эффектная крыша, последний выдающийся образец подобной архитектуры в Англии, была сооружена в 1532 году, когда решение о браке уже было принято.

Вероятно, пройдет не один год, прежде чем удастся установить достаточно высокие строительные леса, чтобы сравнить находку с сохранившимися элементами декора и получить окончательный ответ, однако даже имеющиеся на сегодняшний день доказательства вполне убедительны.

«Обнаруженные в ходе исследования данные красноречиво свидетельствуют в пользу этой теории, в особенности с учетом того, что в сохранившейся декоративной схеме действительно не хватает одного сокола. Как бы то ни было, это невероятно редкий образец королевского декора Тюдоров, связанного с легендарной фигурой самой знаменитой из жен Генриха», — говорит Себастьян Эдвардс, главный куратор фонда «Исторические королевские дворцы».

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+