18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Деревянный сокол, проданный на аукционе за £75, оказался геральдическим знаком Анны Болейн

Сейчас резной сокол Анны Болейн выставлен во дворце Хэмптон-Корт. Фото: Historic Royal Palaces
Сейчас резной сокол Анны Болейн выставлен во дворце Хэмптон-Корт.
Фото: Historic Royal Palaces

Сокол Анны Болейн, снятый после ее казни, вернулся домой в Хэмптон-Корт спустя 500 лет после первой встречи Генриха VIII и его второй супруги

Небольшая бело-золотая птица в короне и со скипетром, устроившаяся в кусте тюдоровских роз, теперь экспонируется во дворце Хэмптон-Корт. Возвращение этого недавно найденного геральдического символа Анны Болейн приурочено к 500-летию с того момента, когда Генрих VIII впервые увидел свою будущую жену. Скульптура будет экспонироваться в центральном зале, для которого, как полагают эксперты, она, вероятно, и была создана.

Благодаря бережной расчистке соколу Болейн вернули первоначальные цвета, удалив слой черной краски, а также воск, сажу и копоть, веками скапливавшиеся на его поверхности. Хэмптон-Корт получил скульптуру в долгосрочное пользование от арт-дилера Пола Фицсиммонса, специалиста по ранним английским изделиям из дуба, который заметил птицу в 2019 году на аукционе — распродаже коллекции другого дилера.

Интуиция подсказала Фицсиммонсу, что сокол может быть связан с королевским двором, и он приобрел его за £75.

Генрих VIII обратил внимание на 21-летнюю фрейлину, когда еще состоял в браке с Екатериной Арагонской. Незадолго до первой встречи с королем Анна Болейн вернулась из Парижа — в элегантных французских нарядах и с изысканными манерами. Она впервые предстала перед ним в придворном спектакле, одетая в бело-золотой костюм Настойчивости — и этой черты ей действительно было не занимать. Несмотря на то что дошедшие до нас портреты Болейн можно назвать, скорее, нелестными, современники отмечали ее очарование и остроумие, которые пленили Генриха.

Портрет Анны Болейн. Около 1550. Фото: Hever Castle
Портрет Анны Болейн. Около 1550.
Фото: Hever Castle

К 1533 году король радикально изменил ход английской истории, порвав с Римом и аннулировав свой брак с Екатериной, чтобы жениться на Анне. Радуясь новой женитьбе и надеясь наконец-то получить наследника мужского пола, он велел украсить парадный зал Хэмптон-Корта переплетающимися буквами «А» и «Г», а также гербами и эмблемой Болейн — белым соколом с цветущими розами, растущими из мертвого пня, которые символизировали плодородие.

Три года спустя Анну, родившую за это время лишь одну дочь, будущую королеву Елизавету I, обвинили в супружеской неверности и инцесте и обезглавили в Тауэре, что позволило Генриху жениться на третьей из шести своих жен, Джейн Сеймур.

Легенда гласит, что со стен зала содрали все, что напоминало о Болейн.

Однако на деле многие ее геральдические знаки сохранились, поскольку из соображений экономии их просто закрасили, как ранее это проделали с геральдическими знаками Екатерины Арагонской.

Фицсиммонс сообщил о своих подозрениях относительно сокола фонду «Исторические королевские дворцы». Проведенное исследование выявило разительное сходство скульптуры с 43 сохранившимися птицами, едва различимыми на фризе и древесине крыши в центральном зале Хэмптон-Корта. До нас дошло даже имя их создателя — им был Томас Джойнер, получивший плату в размере 5 фунтов 4 шиллингов и 2 пенсов за 250 «эмблем короля и королевы». Эффектная крыша, последний выдающийся образец подобной архитектуры в Англии, была сооружена в 1532 году, когда решение о браке уже было принято.

Вероятно, пройдет не один год, прежде чем удастся установить достаточно высокие строительные леса, чтобы сравнить находку с сохранившимися элементами декора и получить окончательный ответ, однако даже имеющиеся на сегодняшний день доказательства вполне убедительны.

«Обнаруженные в ходе исследования данные красноречиво свидетельствуют в пользу этой теории, в особенности с учетом того, что в сохранившейся декоративной схеме действительно не хватает одного сокола. Как бы то ни было, это невероятно редкий образец королевского декора Тюдоров, связанного с легендарной фигурой самой знаменитой из жен Генриха», — говорит Себастьян Эдвардс, главный куратор фонда «Исторические королевские дворцы».

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+