Небольшая бело-золотая птица в короне и со скипетром, устроившаяся в кусте тюдоровских роз, теперь экспонируется во дворце Хэмптон-Корт. Возвращение этого недавно найденного геральдического символа Анны Болейн приурочено к 500-летию с того момента, когда Генрих VIII впервые увидел свою будущую жену. Скульптура будет экспонироваться в центральном зале, для которого, как полагают эксперты, она, вероятно, и была создана.
Благодаря бережной расчистке соколу Болейн вернули первоначальные цвета, удалив слой черной краски, а также воск, сажу и копоть, веками скапливавшиеся на его поверхности. Хэмптон-Корт получил скульптуру в долгосрочное пользование от арт-дилера Пола Фицсиммонса, специалиста по ранним английским изделиям из дуба, который заметил птицу в 2019 году на аукционе — распродаже коллекции другого дилера.
Интуиция подсказала Фицсиммонсу, что сокол может быть связан с королевским двором, и он приобрел его за £75.
Генрих VIII обратил внимание на 21-летнюю фрейлину, когда еще состоял в браке с Екатериной Арагонской. Незадолго до первой встречи с королем Анна Болейн вернулась из Парижа — в элегантных французских нарядах и с изысканными манерами. Она впервые предстала перед ним в придворном спектакле, одетая в бело-золотой костюм Настойчивости — и этой черты ей действительно было не занимать. Несмотря на то что дошедшие до нас портреты Болейн можно назвать, скорее, нелестными, современники отмечали ее очарование и остроумие, которые пленили Генриха.
К 1533 году король радикально изменил ход английской истории, порвав с Римом и аннулировав свой брак с Екатериной, чтобы жениться на Анне. Радуясь новой женитьбе и надеясь наконец-то получить наследника мужского пола, он велел украсить парадный зал Хэмптон-Корта переплетающимися буквами «А» и «Г», а также гербами и эмблемой Болейн — белым соколом с цветущими розами, растущими из мертвого пня, которые символизировали плодородие.
Три года спустя Анну, родившую за это время лишь одну дочь, будущую королеву Елизавету I, обвинили в супружеской неверности и инцесте и обезглавили в Тауэре, что позволило Генриху жениться на третьей из шести своих жен, Джейн Сеймур.
Легенда гласит, что со стен зала содрали все, что напоминало о Болейн.
Однако на деле многие ее геральдические знаки сохранились, поскольку из соображений экономии их просто закрасили, как ранее это проделали с геральдическими знаками Екатерины Арагонской.
Фицсиммонс сообщил о своих подозрениях относительно сокола фонду «Исторические королевские дворцы». Проведенное исследование выявило разительное сходство скульптуры с 43 сохранившимися птицами, едва различимыми на фризе и древесине крыши в центральном зале Хэмптон-Корта. До нас дошло даже имя их создателя — им был Томас Джойнер, получивший плату в размере 5 фунтов 4 шиллингов и 2 пенсов за 250 «эмблем короля и королевы». Эффектная крыша, последний выдающийся образец подобной архитектуры в Англии, была сооружена в 1532 году, когда решение о браке уже было принято.
Вероятно, пройдет не один год, прежде чем удастся установить достаточно высокие строительные леса, чтобы сравнить находку с сохранившимися элементами декора и получить окончательный ответ, однако даже имеющиеся на сегодняшний день доказательства вполне убедительны.
«Обнаруженные в ходе исследования данные красноречиво свидетельствуют в пользу этой теории, в особенности с учетом того, что в сохранившейся декоративной схеме действительно не хватает одного сокола. Как бы то ни было, это невероятно редкий образец королевского декора Тюдоров, связанного с легендарной фигурой самой знаменитой из жен Генриха», — говорит Себастьян Эдвардс, главный куратор фонда «Исторические королевские дворцы».