18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Деревянный сокол, проданный на аукционе за £75, оказался геральдическим знаком Анны Болейн

Сейчас резной сокол Анны Болейн выставлен во дворце Хэмптон-Корт. Фото: Historic Royal Palaces
Сейчас резной сокол Анны Болейн выставлен во дворце Хэмптон-Корт.
Фото: Historic Royal Palaces

Сокол Анны Болейн, снятый после ее казни, вернулся домой в Хэмптон-Корт спустя 500 лет после первой встречи Генриха VIII и его второй супруги

Небольшая бело-золотая птица в короне и со скипетром, устроившаяся в кусте тюдоровских роз, теперь экспонируется во дворце Хэмптон-Корт. Возвращение этого недавно найденного геральдического символа Анны Болейн приурочено к 500-летию с того момента, когда Генрих VIII впервые увидел свою будущую жену. Скульптура будет экспонироваться в центральном зале, для которого, как полагают эксперты, она, вероятно, и была создана.

Благодаря бережной расчистке соколу Болейн вернули первоначальные цвета, удалив слой черной краски, а также воск, сажу и копоть, веками скапливавшиеся на его поверхности. Хэмптон-Корт получил скульптуру в долгосрочное пользование от арт-дилера Пола Фицсиммонса, специалиста по ранним английским изделиям из дуба, который заметил птицу в 2019 году на аукционе — распродаже коллекции другого дилера.

Интуиция подсказала Фицсиммонсу, что сокол может быть связан с королевским двором, и он приобрел его за £75.

Генрих VIII обратил внимание на 21-летнюю фрейлину, когда еще состоял в браке с Екатериной Арагонской. Незадолго до первой встречи с королем Анна Болейн вернулась из Парижа — в элегантных французских нарядах и с изысканными манерами. Она впервые предстала перед ним в придворном спектакле, одетая в бело-золотой костюм Настойчивости — и этой черты ей действительно было не занимать. Несмотря на то что дошедшие до нас портреты Болейн можно назвать, скорее, нелестными, современники отмечали ее очарование и остроумие, которые пленили Генриха.

Портрет Анны Болейн. Около 1550. Фото: Hever Castle
Портрет Анны Болейн. Около 1550.
Фото: Hever Castle

К 1533 году король радикально изменил ход английской истории, порвав с Римом и аннулировав свой брак с Екатериной, чтобы жениться на Анне. Радуясь новой женитьбе и надеясь наконец-то получить наследника мужского пола, он велел украсить парадный зал Хэмптон-Корта переплетающимися буквами «А» и «Г», а также гербами и эмблемой Болейн — белым соколом с цветущими розами, растущими из мертвого пня, которые символизировали плодородие.

Три года спустя Анну, родившую за это время лишь одну дочь, будущую королеву Елизавету I, обвинили в супружеской неверности и инцесте и обезглавили в Тауэре, что позволило Генриху жениться на третьей из шести своих жен, Джейн Сеймур.

Легенда гласит, что со стен зала содрали все, что напоминало о Болейн.

Однако на деле многие ее геральдические знаки сохранились, поскольку из соображений экономии их просто закрасили, как ранее это проделали с геральдическими знаками Екатерины Арагонской.

Фицсиммонс сообщил о своих подозрениях относительно сокола фонду «Исторические королевские дворцы». Проведенное исследование выявило разительное сходство скульптуры с 43 сохранившимися птицами, едва различимыми на фризе и древесине крыши в центральном зале Хэмптон-Корта. До нас дошло даже имя их создателя — им был Томас Джойнер, получивший плату в размере 5 фунтов 4 шиллингов и 2 пенсов за 250 «эмблем короля и королевы». Эффектная крыша, последний выдающийся образец подобной архитектуры в Англии, была сооружена в 1532 году, когда решение о браке уже было принято.

Вероятно, пройдет не один год, прежде чем удастся установить достаточно высокие строительные леса, чтобы сравнить находку с сохранившимися элементами декора и получить окончательный ответ, однако даже имеющиеся на сегодняшний день доказательства вполне убедительны.

«Обнаруженные в ходе исследования данные красноречиво свидетельствуют в пользу этой теории, в особенности с учетом того, что в сохранившейся декоративной схеме действительно не хватает одного сокола. Как бы то ни было, это невероятно редкий образец королевского декора Тюдоров, связанного с легендарной фигурой самой знаменитой из жен Генриха», — говорит Себастьян Эдвардс, главный куратор фонда «Исторические королевские дворцы».

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+