18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Историко-этнографический музей «Русская старина» обретет вторую жизнь

Музей «Русская старина». Фото: Ted.ns/Wikimedia Commons
Музей «Русская старина».
Фото: Ted.ns/Wikimedia Commons
№99, март 2022
№99
Материал из газеты

В Смоленске воссоздают музей, основанный больше столетия назад княгиней Марией Тенишевой. Коллекция расположится в особняке, который в начале ХХ века был специально возведен для ее хранения и демонстрации

Известная меценатка Мария Клавдиевна Тенишева (1858–1928) вела свою культуртрегерскую деятельность не только в Петербурге, но и в провинции. Наиболее известное место, связанное с ее именем, — усадьба Талашкино (поселок Флёново в 18 км от Смоленска). Там уже долгое время располагается Историко-архитектурный комплекс «Теремок», филиал Смоленского государственного музея-заповедника. Теперь же руки музейщиков дошли до тенишевских достопримечательностей в самом Смоленске.

Речь идет об основанном княгиней историко-этнографическом музее «Русская старина», открывшемся в 1909 году. Он располагался в особняке, построенном в 1903–1905 годах в неорусском стиле по проекту художника Сергея Малютина; в проектировании приняли участие Виктор Васнецов и сама Тенишева. Кирпичные фасады, стилизованные под терем, украшены майоликами и до сих пор привлекают внимание всех, кто оказывается на улице, недавно пере­именованной в честь княгини. В 1911 году музей «Русская старина» формально стал филиалом Московского археологического института. К тому времени особняк вмещал около 10 тыс. экспонатов.

После революции в пряничном домике разместился Музей изобразительных искусств им. Н.К.Крупской, позже ставший Смоленской художественной галереей. В 2010 году галерея была переведена в более просторные помещения бывшего Александровского реального училища, а особняк на два года занял музей «Смоленский лен», тоже со временем переехавший — в Никольскую башню. Бывшая «Русская старина» наконец опустела, и стало возможным попробовать воскресить ее былую славу.

Затея эта выглядела, впрочем, проблематичной. Хотя состав коллекции Тенишевой — в основном декоративно-прикладное и народное искусство — хорошо известен по дореволюционным каталогам и фотографиям экспозиции, за сотню лет вещи рассеялись. Виновата, главным образом, Великая Отечественная война, в результате которой большая часть собрания оказалась утрачена. Наиболее пострадали коллекции фарфора, керамики, стекла, дерева и драгоценных металлов; почти полностью потеряны археологические артефакты; значительно поредело собрание икон.

Сохранившиеся экспонаты, к счастью, обретаются в фондах Смоленской художественной галереи. Именно они станут ядром воссозданного музея. В силу того, что и галерея, и «Русская старина» входят в состав Смоленского государственного музея-заповедника, перераспределить предметы удалось относительно безболезненно.

Открытка «Музей княгини М.К.Тенишевой в Смоленске». Около 1917 года. Фото: Wikimedia Commons
Открытка «Музей княгини М.К.Тенишевой в Смоленске». Около 1917 года.
Фото: Wikimedia Commons

Из прежних 10 тыс. экспонатов до наших дней дошло не более 4 тыс. Для экспонирования в воссозданном музее «Русская старина» отобрана половина — в расчет принимались преимущественно критерии художественного качества и сохранности. Все отобранные предметы призваны отражать тему нового филиала — это будет именно этнографический музей (хотя коллекция княгини была более разнородной).

Директор музея-заповедника Тамара Орлова рассказала нашему изданию, что воссоздание «Русской старины» — давняя мечта смоленских музейщиков. Речь об этом заходила сразу же после освобождения города от фашистов. «Все поколения сотрудников музея так или иначе шли к ее воплощению, занимались выявлением предметов, исследованием коллекции Тенишевой. Эта работа велась нами всегда!» — говорит Орлова. Однако по ряду причин идея оставалась невоплощенной. Проект приспособления здания под новую экспозицию был готов, по словам директора музея-заповедника, еще более десяти лет назад. С того времени и началось движение, очень постепенное, к реализации замысла.

Буквальное воссоздание изначальной версии невозможно — как из-за недостатка предметов, так и из-за колоссальных отличий современных принципов экспонирования от дореволюционных. Экспозицию решено делать на основе сегодняшних музейных установок. Появится тут и раздел, который при жизни княгини Тенишевой был немыслим: там будет рассказано о ее жизни и деятельности. Появится также центр изучения и пропаганды тенишевского наследия.

В особняке уже воссозданы утраченные интерьеры, установлены новые инженерные коммуникации, отремонтирована кровля. Ранее по инициативе губернатора Алексея Орловского на проведение ремонтных работ в здании было выделено около 22 млн руб. В декабре 2021 года еще приблизительно 4,5 млн руб. направлено на приобретение музейных витрин, отделку холла, оборудование гардероба, установку охранной системы. О точной дате открытия музея, по словам Орловой, пока говорить рано. «Мы планируем сделать это в течение 2022  ода», — сообщила она. 

Меценатский путь княгини Тенишевой

Илья Репин. «Портрет М.К.Тенишевой». 1896. Фото: Смоленский государственный музей-заповедник
Илья Репин. «Портрет М.К.Тенишевой». 1896.
Фото: Смоленский государственный музей-заповедник

Урожденная Мария Клавдиевна Пятковская появилась на свет в 1858 году в Санкт-Петербурге. Отец ее неизвестен (ходили слухи, что им был император Александр II); впоследствии ее мать вышла замуж за Морица фон Дезена, но в детстве Мария остро ощущала свое положение незаконнорожденной. Она рано вышла замуж, однако брак с Рафаилом Николаевым не сложился, и вскоре она вдвоем с маленькой дочерью отправилась в Париж обучаться вокалу.

Вернувшись в Россию, Мария официально подала на развод и в 1888 году переехала в Москву, мечтая о сценической карьере. Здесь она познакомилась с князем Вячеславом Тенишевым, богатым промышленником, и стала его женой. Супруги поселились в имении Хотылёво Орловской губернии. С этого времени стали проявляться просветительские наклонности княгини: она основала школу, ремесленное училище, открыла столовую и клуб для рабочих Бежицкого завода.

Меценатство стало главным делом ее жизни. В Петербурге она открыла рисовальную школу (там преподавал, в частности, Илья Репин); другая художественная школа была основана ею в Смоленске. Там же, в Смоленске, Тенишева учредила музей «Русская старина», а в близлежащем имении Талашкино устроила целый культурный кластер, который часто именовали тогда «русскими Афинами». Одно время вместе с Саввой Мамонтовым субсидировала издание журнала «Мир искусства», спонсировала ряд проектов Сергея Дягилева. После смерти мужа, в период первой русской революции, она уехала было в Париж, но вернулась в Россию. В 1918 году Тенишева вместе с лучшей подругой Екатериной Святополк-Четвертинской бежала в Париж, где скончалась десять лет спустя.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+