Дьебедо Франсис Кере родился в 1965 году в городке Гандо в Буркина-Фасо, где даже не было начальной школы, и он оказался первым ребенком из этой общины, кого отправили учиться в соседний Тенкодого. Школа из бетонных блоков без вентиляции и света, где дети в сильнейшую жару просиживали часами на уроках, произвела на него неизгладимое впечатление, и уже тогда он начал мечтать о том, чтобы построить здание получше. В 20 лет он отправился учиться столярному делу в Берлин, а потом поступил в Технический университет и окончил его уже с дипломом архитектора. Франсис Кере основал благотворительный фонд «Школьные здания для Гандо», и в результате в 2001 году на родине архитектора была построена школа — под его руководством, но руками местных жителей, с использованием традиционных материалов, но с современной инженерной системой.
Успех этой идеи и полученные за здание награды позволили Кере основать свое бюро, которое начало строить школы и больницы по всей Буркина-Фасо, а также в Кении, Мозамбике и Уганде. И это были не просто постройки, а создание новых рабочих мест и помощь нуждающимся. «Мы должны бороться за то, чтобы улучшить качество жизни людей», — говорит архитектор.
Помимо африканских стран, Кере активно работает в Европе: Германии, Дании, Италии, Швейцарии, — и в США. Он получил важные заказы на реконструкцию исторических зданий Национальных ассамблей в Буркина-Фасо и Бенине, был отмечен разными наградами.
Премия, которую называют «архитектурным Нобелем», была учреждена в 1979 году в Чикаго семьей Прицкер, владельцами сети отелей Hyatt. Лауреаты получают $100 тыс. и бронзовую медаль со словами Витрувия о важнейших принципах архитектуры — firmitas, utilitas, venustas. Церемония награждения проходит в выдающихся архитектурных сооружениях по всему свету. Например, одна из церемоний, когда награждали Заху Хадид, проводилась в 2004 году в петербургском Эрмитаже.
Жюри Прицкеровской премии во главе с чилийским архитектором Алехандро Аравеной не поскупилось на похвалы Кере: «Франсис Кере нашел блестящие, вдохновляющие и революционные способы ответить на вопросы, стоящие перед современной архитектурой. Его чувствительность к культурным традициям не только восстанавливает социальную и экологическую справедливость, но и направляет всю его деятельность. Он знает изнутри, что архитектура — это не объект, а цель, не результат, а процесс».
Особо отмечен выразительный и изобретательный архитектурный язык Кере, хорошо приспособленный к конкретному климату и месту. Это двойные крыши, ветряные башни, рассеянный свет, перекрестная вентиляция и теневые камеры (вместо обычных окон, дверей и колонн). И эти функциональные решения являются архитектурными достоинствами: традиционное тут становится современным, локальное — универсальным, считает жюри.