18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Венецианским художницам прошлого возвращают авторство и биографию

Джулия Лама. Святые евангелисты Лука и Иоанн. Фото: Matteo De Fina
Джулия Лама. Святые евангелисты Лука и Иоанн.
Фото: Matteo De Fina
№99, март 2022
№99
Материал из газеты

Некоммерческая организация Save Venice, развивая свою многолетнюю деятельность, запустила реставрационно-исследовательскую инициативу, призванную привлечь внимание к художницам, работавшим в регионе в XVI–XVIII веках

В 2018 году, когда Венеция отмечала 500-летие со дня рождения своего знаменитого уроженца Якопо Тинторетто, частичка золотого сияния его славы озарила и менее известную художницу, родившуюся век спустя после смерти мастера. В числе 19 произведений Тинторетто, которые организация Save Venice («Спасем Венецию») взялась отреставрировать к юбилею, была алтарная картина «Апофеоз святого Марциала со святыми Петром и Павлом» из Сан-Марциале — приходской церкви художника, которую в наши дни крайне редко открывают для посещения. Как только расчищенное произведение вернули в алтарь, стало очевидно, что расположенные в антревольтах (пространствах стен над арками) изображения евангелистов Луки и Иоанна выглядят на его фоне чересчур темными. Когда Save Venice решила отреставрировать их и еще две картины с антревольтов с Матфеем и Марком, оказалось, что все они принадлежат кисти одной художницы — Джулии Ламы.

«Как только картины начали выходить из-под слоев сажи и грязи, послышались голоса: „Конечно, мы знаем эту художницу. Ее работы есть в Академии, крупные алтарные картины… Погодите-ка, а почему мы, собственно, до сих пор не уделяли Джулии Ламе более пристального внимания?“», — вспоминает Трейси Купер, член попечительского совета Save Venice и преподавательница истории искусства в Темпльском университете в Филадельфии, которая также руководит исследовательскими проектами Save Venice в рамках программы «Художницы Венеции».

Обнаружение этих произведений Ламы, известной на местном — пусть пока и не на международном — уровне художницы XVIII века, чьи экспрессивные религиозные картины можно увидеть во множестве церквей Венецианской лагуны, как раз и послужило толчком к развитию инициативы «Художницы Венеции». Программа, запущенная в июле минувшего года, представляет собой сочетание исследовательских и реставрационных проектов, призванных привлечь внимание к художницам, работавшим в Венеции и регионе Венето с XVI по конец XVIII столетия.

Первыми отреставрируют произведения Ламы, пастелистки Розальбы Каррьеры и ее ученицы Марианны Карлеварис. Глава венецианского офиса организации Мелисса Конн рассказывает, что, хотя в последние годы местные художницы прошлого привлекают внимание кураторов и ученых, «это носит совершенно бессистемный характер».

Марианна Карлеварис. Портрет Катерины Бальби. 1740-1742. Фото: Museum of 18th century, Venice
Марианна Карлеварис. Портрет Катерины Бальби. 1740-1742.
Фото: Museum of 18th century, Venice

Инициатива «Художницы Венеции» реализуется в сотрудничестве со здешними учеными и институциями. «Мы обеспечиваем финансирование, но что касается интеллектуального аспекта, то идеи и мысли рождаются в сотрудничестве со многими жителями Венеции», — говорит Конн. Исследовательская часть начнется с изучения творческих биографий более 30 художниц, которых смогла обнаружить и идентифицировать Купер. Среди них Ирена ди Спилимберго (недолгое время учившаяся у Тициана), портретистка XVII века Кьяра Варотари, Бернардина ди Дзуан Матио, Катерина Таработти и Мариетта Робусти (дочь и ассистентка Тинторетто). Искусствовед Сьюзен Налезити, первая стипендиатка программы «Художницы Венеции», создаст вместе с Купер открытую базу данных с информацией о венецианских художницах. Задача проекта — стимулировать исследовательскую работу, которая может дать ответы на многие вопросы.

В 2021 году Save Venice выделила на инициативу «Художницы Венеции» €230 тыс. и будет увеличивать ее финансирование по мере появления новых проектов и исследований. Организация также планирует использовать схему открытого спонсорства для реставрационных работ и сейчас ведет сбор €60 тыс. на реставрацию «Апофеоза святой» Ламы из церкви Санта-Мария Ассунта в Маламокко на острове Лидо, которая должна начаться весной. Еще один проект посвящен хранящейся в Академии группе пастелей Каррьеры. Этот материал, как известно, представляет особую трудность для реставраторов.

Одно из изображений евангелистов над алтарной картиной кисти Тинторетто, с которых началась программа «Художницы Венеции». Фото: Matteo De Fina
Одно из изображений евангелистов над алтарной картиной кисти Тинторетто, с которых началась программа «Художницы Венеции».
Фото: Matteo De Fina

Хотя в прошлом году организация Save Venice отпраздновала свое 50-летие, до сих пор она не реставрировала — целенаправленно, во всяком случае — произведений искусства, созданных женщинами. Общеизвестно, что исторически в художественной профессии женщин было существенно меньше, причем многие из них работали вместе с отцами или братьями, которые получали заказы и подписывали произведения своими именами. Вполне возможно, что в 2018 году организация, «сама того не зная, отреставрировала какое-нибудь произведение Мариетты Робусти», как с надеждой отмечает Конн, имея в виду, что на картинах Тинторетто не так-то просто отличить кисть мастера от работы его талантливой дочери. Не исключено, что в ходе новых исследований обнаружится, что Save Venice уже давно реставрирует произведения, в создании которых принимали участие женщины. 

Как спасают Венецию

Некоммерческая благотворительная организация Save Venice («Спасем Венецию») официально зарегистрирована в США в 1971 году, хотя еще пятью годами ранее общественный комитет с тем же названием инициировал сбор средств для помощи Венеции и Флоренции, пострадавшим от разрушительных наводнений. Тот комитет вскоре вошел в состав Международного фонда памятников (International Fund for Monuments), но впоследствии его руководители предпочли автономный статус и единственного адресата помощи — город Венецию. Филиалы организации были тогда основаны в Бостоне, Вашингтоне, Новом Орлеане и Нью-Йорке, позднее подключились другие американские города. На постоянной основе функционирует и штаб-квартира в самой Венеции. Цель организации остается неизменной — сохранение культурного наследия городапамятника. За годы работы она профинансировала 550 проектов реставрационной направленности. Это не единственная в США волонтерская организация, призванная помогать Венеции, но наиболее крупная и влиятельная из всех.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+