18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Венецианским художницам прошлого возвращают авторство и биографию

Джулия Лама. Святые евангелисты Лука и Иоанн. Фото: Matteo De Fina
Джулия Лама. Святые евангелисты Лука и Иоанн.
Фото: Matteo De Fina
№99, март 2022
№99
Материал из газеты

Некоммерческая организация Save Venice, развивая свою многолетнюю деятельность, запустила реставрационно-исследовательскую инициативу, призванную привлечь внимание к художницам, работавшим в регионе в XVI–XVIII веках

В 2018 году, когда Венеция отмечала 500-летие со дня рождения своего знаменитого уроженца Якопо Тинторетто, частичка золотого сияния его славы озарила и менее известную художницу, родившуюся век спустя после смерти мастера. В числе 19 произведений Тинторетто, которые организация Save Venice («Спасем Венецию») взялась отреставрировать к юбилею, была алтарная картина «Апофеоз святого Марциала со святыми Петром и Павлом» из Сан-Марциале — приходской церкви художника, которую в наши дни крайне редко открывают для посещения. Как только расчищенное произведение вернули в алтарь, стало очевидно, что расположенные в антревольтах (пространствах стен над арками) изображения евангелистов Луки и Иоанна выглядят на его фоне чересчур темными. Когда Save Venice решила отреставрировать их и еще две картины с антревольтов с Матфеем и Марком, оказалось, что все они принадлежат кисти одной художницы — Джулии Ламы.

«Как только картины начали выходить из-под слоев сажи и грязи, послышались голоса: „Конечно, мы знаем эту художницу. Ее работы есть в Академии, крупные алтарные картины… Погодите-ка, а почему мы, собственно, до сих пор не уделяли Джулии Ламе более пристального внимания?“», — вспоминает Трейси Купер, член попечительского совета Save Venice и преподавательница истории искусства в Темпльском университете в Филадельфии, которая также руководит исследовательскими проектами Save Venice в рамках программы «Художницы Венеции».

Обнаружение этих произведений Ламы, известной на местном — пусть пока и не на международном — уровне художницы XVIII века, чьи экспрессивные религиозные картины можно увидеть во множестве церквей Венецианской лагуны, как раз и послужило толчком к развитию инициативы «Художницы Венеции». Программа, запущенная в июле минувшего года, представляет собой сочетание исследовательских и реставрационных проектов, призванных привлечь внимание к художницам, работавшим в Венеции и регионе Венето с XVI по конец XVIII столетия.

Первыми отреставрируют произведения Ламы, пастелистки Розальбы Каррьеры и ее ученицы Марианны Карлеварис. Глава венецианского офиса организации Мелисса Конн рассказывает, что, хотя в последние годы местные художницы прошлого привлекают внимание кураторов и ученых, «это носит совершенно бессистемный характер».

Марианна Карлеварис. Портрет Катерины Бальби. 1740-1742. Фото: Museum of 18th century, Venice
Марианна Карлеварис. Портрет Катерины Бальби. 1740-1742.
Фото: Museum of 18th century, Venice

Инициатива «Художницы Венеции» реализуется в сотрудничестве со здешними учеными и институциями. «Мы обеспечиваем финансирование, но что касается интеллектуального аспекта, то идеи и мысли рождаются в сотрудничестве со многими жителями Венеции», — говорит Конн. Исследовательская часть начнется с изучения творческих биографий более 30 художниц, которых смогла обнаружить и идентифицировать Купер. Среди них Ирена ди Спилимберго (недолгое время учившаяся у Тициана), портретистка XVII века Кьяра Варотари, Бернардина ди Дзуан Матио, Катерина Таработти и Мариетта Робусти (дочь и ассистентка Тинторетто). Искусствовед Сьюзен Налезити, первая стипендиатка программы «Художницы Венеции», создаст вместе с Купер открытую базу данных с информацией о венецианских художницах. Задача проекта — стимулировать исследовательскую работу, которая может дать ответы на многие вопросы.

В 2021 году Save Venice выделила на инициативу «Художницы Венеции» €230 тыс. и будет увеличивать ее финансирование по мере появления новых проектов и исследований. Организация также планирует использовать схему открытого спонсорства для реставрационных работ и сейчас ведет сбор €60 тыс. на реставрацию «Апофеоза святой» Ламы из церкви Санта-Мария Ассунта в Маламокко на острове Лидо, которая должна начаться весной. Еще один проект посвящен хранящейся в Академии группе пастелей Каррьеры. Этот материал, как известно, представляет особую трудность для реставраторов.

Одно из изображений евангелистов над алтарной картиной кисти Тинторетто, с которых началась программа «Художницы Венеции». Фото: Matteo De Fina
Одно из изображений евангелистов над алтарной картиной кисти Тинторетто, с которых началась программа «Художницы Венеции».
Фото: Matteo De Fina

Хотя в прошлом году организация Save Venice отпраздновала свое 50-летие, до сих пор она не реставрировала — целенаправленно, во всяком случае — произведений искусства, созданных женщинами. Общеизвестно, что исторически в художественной профессии женщин было существенно меньше, причем многие из них работали вместе с отцами или братьями, которые получали заказы и подписывали произведения своими именами. Вполне возможно, что в 2018 году организация, «сама того не зная, отреставрировала какое-нибудь произведение Мариетты Робусти», как с надеждой отмечает Конн, имея в виду, что на картинах Тинторетто не так-то просто отличить кисть мастера от работы его талантливой дочери. Не исключено, что в ходе новых исследований обнаружится, что Save Venice уже давно реставрирует произведения, в создании которых принимали участие женщины. 

Как спасают Венецию

Некоммерческая благотворительная организация Save Venice («Спасем Венецию») официально зарегистрирована в США в 1971 году, хотя еще пятью годами ранее общественный комитет с тем же названием инициировал сбор средств для помощи Венеции и Флоренции, пострадавшим от разрушительных наводнений. Тот комитет вскоре вошел в состав Международного фонда памятников (International Fund for Monuments), но впоследствии его руководители предпочли автономный статус и единственного адресата помощи — город Венецию. Филиалы организации были тогда основаны в Бостоне, Вашингтоне, Новом Орлеане и Нью-Йорке, позднее подключились другие американские города. На постоянной основе функционирует и штаб-квартира в самой Венеции. Цель организации остается неизменной — сохранение культурного наследия городапамятника. За годы работы она профинансировала 550 проектов реставрационной направленности. Это не единственная в США волонтерская организация, призванная помогать Венеции, но наиболее крупная и влиятельная из всех.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+