18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Арт-резиденция на глазах повышает статус, превращаясь в полноценный музей

Арт-резиденция Noldor, в 2020 г. занявшая здание бывшей фармацевтической фабрики в центре Аккры, недавно реконструирована по проекту знаменитого архитектора Дэвида Аджайе. Фото: Kwadwo Asiedu Obeng; courtesy of the Institute Museum of Ghana
Арт-резиденция Noldor, в 2020 г. занявшая здание бывшей фармацевтической фабрики в центре Аккры, недавно реконструирована по проекту знаменитого архитектора Дэвида Аджайе.
Фото: Kwadwo Asiedu Obeng; courtesy of the Institute Museum of Ghana

В Аккре, столице Ганы, открывается музей современного африканского искусства. Он вырос из частной инициативы и поддержан сообществом местных художников, а также соотечественниками, живущими в других странах

Эта история развивалась стремительно. В ноябре 2020 года в Аккре была запущена программа резиденций для художников под названием Noldor, ровно через год появилось сообщение о трансформации этой инициативы в музей — и вот уже в марте этого года он должен открыться для посещения. Институт-музей Ганы, разместившийся в здании бывшей фармацевтической фабрики в центре города, называют беспрецедентным проектом в стране, где почти не выделяются государственные средства на развитие искусства и культуры.

Речь идет о детище 25-летнего директора-основателя резиденции Noldor Джозефа Авуа-Дарко, бывшего художника и музыканта, ставшего коллекционером и социальным предпринимателем. Авуа-Дарко взял на себя часть расходов в размере $850 тыс. на преобразование старой фабрики в публичное художественное пространство, а также передал в дар новой институции около 50 работ из личной коллекции. По его словам, музей будет полностью финансироваться из частных источников — при поддержке международных доноров и эндаумент-фонда, созданного в счет будущих произведений, обещанных рядом художников. Они, как говорит Авуа-Дарко, «поддерживают устойчивость резиденции, где сами и работают».

В здании, предназначенном для будущего музея, недавно была проведена реконструкция по проекту известного британского архитектора ганского происхождения Дэвида Аджайе (он входит в консультативный совет этой институции). В пространстве общей площадью 7,2 тыс. кв. м отремонтированы 11 мастерских и созданы выставочные залы, которые могут быть использованы для показа музейной коллекции. Пока она насчитывает около 100 произведений искусства.

Институт-музей Ганы объединит студии и выставочные пространства. Фото: Kwadwo Asiedu Obeng; courtesy of the Institute Museum of Ghana
Институт-музей Ганы объединит студии и выставочные пространства.
Фото: Kwadwo Asiedu Obeng; courtesy of the Institute Museum of Ghana

В музее стремятся к тому, чтобы в дополнение к традиционным экспонатам демонстрировать танцевальные и перформативные работы. А еще музей намерен и впредь служить трамплином в жизнь для молодых художников-резидентов. На премьерной выставке будут показаны работы одной из них — художницы Noldor Мими Аду-Серваах. В конце 2021 года она представляла Гану на общеафриканской биеннале в Луанде, столице Анголы, совместно с ЮНЕСКО и Африканским союзом.

Помимо Аду-Серваах, в музее можно будет познакомиться с работами самых ярких представителей современного искусства Африки, включая Сержа Аттуквея Клоттея и Паа Джо из Ганы, Эстер Махлангу из ЮАР, Модупеолу Фадугбу из Нигерии. Авуа-Дарко говорит, что избегать социально ориентированных практик здесь тоже не станут; в качестве примера он называет художника из Зимбабве Моффата Такадива, который создает гобелены из электронных отходов. Подходы музея основаны на стремлении к гендерному паритету, добавляет директор-основатель.

Программой руководит 26-летняя куратор Рита Мавуена Бениссан. Американская художница ганского происхождения недавно переехала в Аккру после окончания магистратуры в Университете Висконсина в Мэдисоне. Она называет новую работу продолжением своей творческой практики и надеется помочь развитию местной арт-сцены. «Мы с Джозефом пытаемся воспитать в Гане дух сотрудничества и критики в искусстве, — говорит Бениссан, — но мы также осознаем, что это подразумевает создание экологии искусства как здесь, так и на всем континенте».

Мими Аду-Серваах. Afrobun Twins. 2021. Фото: Jeremy Joseph; courtesy of the Institute Museum of Ghana
Мими Аду-Серваах. Afrobun Twins. 2021.
Фото: Jeremy Joseph; courtesy of the Institute Museum of Ghana

По словам Авуа-Дарко, он идет по пути, отчасти вдохновленном другими подобными арт-пространствами в Западной Африке — такими, например, как Black Rock в Дакаре, столице Сенегала (это программа резидентства, основанная афроамериканским художником Кехинде Уайли в 2019 году). Авуа-Дарко считает, что подобное некоммерческое пространство-инкубатор сыграет свою роль в поддержке начинающих африканских художников, помогая им стать коммерчески успешными. Цель — «создать прочную концептуальную основу и базу знаний, которые помогут художникам выйти на рынок». 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+