18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Британия переоценивает роль своих монархов в искусстве и истории

Работы из Правительственной коллекции произведений искусства (GAC) на временной выставке в галерее Уайтчепел. Фото: Tony Harris/Whitechapel Art Gallery
Работы из Правительственной коллекции произведений искусства (GAC) на временной выставке в галерее Уайтчепел.
Фото: Tony Harris/Whitechapel Art Gallery
№99, март 2022
№99
Материал из газеты

Сотни картин и гравюр из Правительственной коллекции Великобритании, связанных с рабством и колониализмом, ждут вердикта. Будут ли они удалены с глаз долой или зрителям позволят извлечь уроки из истории?

Правительственная коллекция произведений искусства Великобритании (GAC) переосмыслит интерпретацию сотен картин и гравюр, связанных с рабством, колониализмом и расизмом. У многих работ на сайте коллекции появилась метка «на рассмотрении», и, хотя ее вскоре убрали, «черный список» уже сформировался.

Правительство Великобритании начало систематически коллекционировать искусство в 1899 году, но некоторые вещи были куплены еще в XIX веке, в период расцвета Британской империи. Собрание GAC фактически восходит к 1946 году, когда был назначен его первый куратор. Коллекция управляется Департаментом цифровых технологий, культуры, медиа и спорта, сейчас в ней более 14 тыс. предметов, в основном британских художников. Эти работы используются для украшения правительственных учреждений и дипломатических миссий. GAC имеет статус музея, ее официальная миссия формулируется так: «коллекция продвигает британское искусство и играет ключевую роль в британской культурной дипломатии, воплощая мягкую силу, культуру и ценности» Великобритании.

Как поясняется на сайте, сейчас ведется работа по «интерпретации произведений искусства и пере­оценке их роли в истории». Это происходит и в крупных музеях страны — инициатива, ставшая особенно актуальной с 2020 года на фоне движения Black Lives Matter.

Портреты герцога Веллингтона и Полины Боргезе, сестры Наполеона Бонапарта, в резиденции посла Великобритании в Париже. Фото: Government Art Collection
Портреты герцога Веллингтона и Полины Боргезе, сестры Наполеона Бонапарта, в резиденции посла Великобритании в Париже.
Фото: Government Art Collection

Среди попавших в неофициальный «черный список» — 26 портретов королевы Виктории. Они висят в британских посольствах и дипломатических миссиях в Берлине, Катманду, Нью-Дели, Париже, Риме, Стамбуле, Стокгольме, Тегеране, Токио и Тунисе, а также в кабинете министров и Ланкастер-Хаусе, где располагается Министерство иностранных дел. Рабство на большей части территории Британской империи было официально отменено в 1833 году, за четыре года до вступления королевы на престол, но не полностью ликвидировано до ее коронации. В эпоху правления Виктории империя расширялась, причем, как правило, силой, и в 1876 году она стала повелительницей Индии.

Другие портреты британских монархов, оказавшиеся «под вопросом», — это изображения Елизаветы I, Карла I, Карла II, Вильгельма III, Анны, Георга I и Вильгельма IV. Возможно, репутация этих работ пострадала потому, что в сомнительной деятельности были замешаны их авторы или меценаты-заказчики. Наверное, по той же причине в опале оказались и два портрета Джорджа Вашингтона.

На работе Джорджа Бикхэма «Как разбогатеть» (около 1736) изображено несколько парусников, ниже — стихотворение, воспевающее британских купцов, где есть строчка: «Новые земли создавать, новые Индии исследовать». Этот пейзаж был куплен в 1978 году. Вызывают вопросы и две гравюры Уильяма Николсона (1899). На них изображены Редьярд Киплинг, автор стихотворения «Бремя белого человека», и Сесил Родс, энергично продвигавший имперское правление на юге Африки. В список включены также три цейлонских пейзажа Эдварда Лира (1870–1880-е). The Art Newspaper отметила, что канцлер казначейства Риши Сунак выбрал для дома № 11 по Даунинг-стрит портрет моряка Королевского военно-морского добровольческого резерва Сесила Артура Тука (1918) кисти Артура Кампфа, художника, который впоследствии стал фаворитом Гитлера.

Артур Кампф. «Портрет Сесила Артура Тука». 1918. Фото: Government Art Collection
Артур Кампф. «Портрет Сесила Артура Тука». 1918.
Фото: Government Art Collection

В данный момент GAC ожидает указаний по «спорному наследию» от властей. В мае прошлого года тогдашний государственный секретарь по цифровым технологиям, культуре, СМИ и спорту Оливер Дауден учредил консультативный совет по наследию. Он подчеркнул необходимость «сохранять и объяснять» такие работы. Предметы искусства надо не снимать с экспозиции, а сохранять, с соответствующими пояснениями.

Вероятно, в ближайшее время GAC не собирается избавляться от произведений, которые сейчас украшают посольства. Но эти картины часто меняют и перевозят с места на место — интересно, будут ли спорные работы постепенно развозить по запасникам, заменяя их другими, идеологически правильными. 

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+