Правительственная коллекция произведений искусства Великобритании (GAC) переосмыслит интерпретацию сотен картин и гравюр, связанных с рабством, колониализмом и расизмом. У многих работ на сайте коллекции появилась метка «на рассмотрении», и, хотя ее вскоре убрали, «черный список» уже сформировался.
Правительство Великобритании начало систематически коллекционировать искусство в 1899 году, но некоторые вещи были куплены еще в XIX веке, в период расцвета Британской империи. Собрание GAC фактически восходит к 1946 году, когда был назначен его первый куратор. Коллекция управляется Департаментом цифровых технологий, культуры, медиа и спорта, сейчас в ней более 14 тыс. предметов, в основном британских художников. Эти работы используются для украшения правительственных учреждений и дипломатических миссий. GAC имеет статус музея, ее официальная миссия формулируется так: «коллекция продвигает британское искусство и играет ключевую роль в британской культурной дипломатии, воплощая мягкую силу, культуру и ценности» Великобритании.
Как поясняется на сайте, сейчас ведется работа по «интерпретации произведений искусства и переоценке их роли в истории». Это происходит и в крупных музеях страны — инициатива, ставшая особенно актуальной с 2020 года на фоне движения Black Lives Matter.
Среди попавших в неофициальный «черный список» — 26 портретов королевы Виктории. Они висят в британских посольствах и дипломатических миссиях в Берлине, Катманду, Нью-Дели, Париже, Риме, Стамбуле, Стокгольме, Тегеране, Токио и Тунисе, а также в кабинете министров и Ланкастер-Хаусе, где располагается Министерство иностранных дел. Рабство на большей части территории Британской империи было официально отменено в 1833 году, за четыре года до вступления королевы на престол, но не полностью ликвидировано до ее коронации. В эпоху правления Виктории империя расширялась, причем, как правило, силой, и в 1876 году она стала повелительницей Индии.
Другие портреты британских монархов, оказавшиеся «под вопросом», — это изображения Елизаветы I, Карла I, Карла II, Вильгельма III, Анны, Георга I и Вильгельма IV. Возможно, репутация этих работ пострадала потому, что в сомнительной деятельности были замешаны их авторы или меценаты-заказчики. Наверное, по той же причине в опале оказались и два портрета Джорджа Вашингтона.
На работе Джорджа Бикхэма «Как разбогатеть» (около 1736) изображено несколько парусников, ниже — стихотворение, воспевающее британских купцов, где есть строчка: «Новые земли создавать, новые Индии исследовать». Этот пейзаж был куплен в 1978 году. Вызывают вопросы и две гравюры Уильяма Николсона (1899). На них изображены Редьярд Киплинг, автор стихотворения «Бремя белого человека», и Сесил Родс, энергично продвигавший имперское правление на юге Африки. В список включены также три цейлонских пейзажа Эдварда Лира (1870–1880-е). The Art Newspaper отметила, что канцлер казначейства Риши Сунак выбрал для дома № 11 по Даунинг-стрит портрет моряка Королевского военно-морского добровольческого резерва Сесила Артура Тука (1918) кисти Артура Кампфа, художника, который впоследствии стал фаворитом Гитлера.
В данный момент GAC ожидает указаний по «спорному наследию» от властей. В мае прошлого года тогдашний государственный секретарь по цифровым технологиям, культуре, СМИ и спорту Оливер Дауден учредил консультативный совет по наследию. Он подчеркнул необходимость «сохранять и объяснять» такие работы. Предметы искусства надо не снимать с экспозиции, а сохранять, с соответствующими пояснениями.
Вероятно, в ближайшее время GAC не собирается избавляться от произведений, которые сейчас украшают посольства. Но эти картины часто меняют и перевозят с места на место — интересно, будут ли спорные работы постепенно развозить по запасникам, заменяя их другими, идеологически правильными.